Абу Саляма ибн ‘Абдуррахман ибн ‘Авф – один из семи факихов Медины

10 Август 2022
6447

Один из предводителей табиинов Абу Саляма ибн ‘Абдуррахман ибн ‘Авф ибн ‘Абд ‘Авф ибн Аль-Харис ибн Зухрат ибн ибн Киляб Аль-Курайши родился после 20 года по хиджре. Его кормила грудью Умм Кульсум, поэтому ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) приходилась ему молочной тётей.

Его отец ‘Абдуррахман ибн ‘Авф был известным сподвижником Пророка ﷺ и одним из десяти сахабов, которые были при жизни обрадованы вестью об уготованном им Рае. Также он был одним из шести видных сподвижников, которые входили в шура (совет) правителя правоверных ‘Умара ибн Аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах).

‘Абдуррахман ибн ‘Авф принял Ислам до того периода, когда Пророк ﷺ начал собирать мусульман в доме Аль-Аркама. Его привёл в Ислам Абу Бакр Ас-Сиддик (да будет доволен им Аллах).

Вместе с другими сахабами Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) привёл ‘Абдуррахмана к Посланнику Аллаха ﷺ. Пророк ﷺ рассказал им об Исламе, прочитал аяты Священного Корана, и они уверовали в него. ‘Абдуррахману (да будет доволен им Аллах) было 30 лет, когда он принял Ислам.

‘Абдуррахман ибн ‘Авф участвовал в битве при Бадре и совершил хиджру два раза. Он был среди тех, кто переселился в Эфиопию. А когда мусульмане начали переселяться в Медину, он также был одним из первых, кто совершил хиджру.

От Аш-Ша‘би передаётся, что ‘Абдуллах ибн Абу Авф (да будет доволен им Аллах) сказал:

شَكَى عَبْدُ الرَّحْمَنِ بْنُ عَوْفٍ خَالِدَ بْنَ الْوَلِيدِ إِلَى رَسُولِ اللهِ صَلى الله عَلَيه وسَلم، فَقَالَ رَسُولُ اللهِ صَلى الله عَلَيه وسَلم: ‌يَا ‌خَالِدُ، ‌لِمَ ‌تُؤْذِي ‌رَجُلاً مِنْ أَهْلِ بَدْرٍ؟ لَوْ أَنْفَقْتَ مِثْلَ أُحُدٍ ذَهَبًا لَمْ تُدْرِكْ عَمَلَهُ

«‘Абдурахман ибн ‘Авф пожаловался Посланнику Аллаха ﷺ на Халида ибн Аль-Валида (да будет доволен им Аллах), и Посланник Аллаха ﷺ сказал: "О Халид, почему ты обижаешь человека, который участвовал в сражении при Бадре? Даже если ты израсходуешь на благие дела золото, равное горе Ухуд, ты не достигнешь его уровня"». (Ибн Хиббан, 3428)

Мать Абу Салямы Тумазир бинт Аль-Асбаг аль-Кальбия была первой женщиной из племени Бану Кальб (одно из арабских племён), на которой женился курайшит. Посланник Аллаха ﷺ отправил ‘Абдуррахмана ибн ‘Авфа к племени Кальб и повелел ему жениться на дочери их главы. В то время главой их племени был Аль-Асбаг. ‘Абдуррахман ибн ‘Авф женился на его дочери и вместе с ней прибыл в Медину.

Исламские историки и биографы разошлись в мнениях относительно имени Абу Салямы. Некоторые сказали, что его звали ‘Абдуллах, а другие – Исмаил. Также кое-кто утверждает, что его же кунья[1] Абу Саляма была и его именем.

Ибн Хиббан в своей книге «Ас-Сикат» пишет об этом следующее:

«Малик ибн Анас говорил, что именем Абу Салямы ибн ‘Абдуррахмана ибн ‘Авфа была его же кунья, а Мухаммад ибн ‘Амр сказал, что его звали ‘Абдуллах».

Абу Саляма ибн ‘Абдуррахман ибн ‘Авф был достойным доверия рассказчиком, который передал много хадисов. Он был одним из достойнейших представителей курайшитов, имамом, который обладал обширными знаниями.

 

Сахабы, от которых Абу Саляма передал хадисы

Абу Саляма ибн ‘Абдуррахман ибн ‘Авф передал хадисы от своего отца ‘Абдуррахмана ибн ‘Авфа, ‘Усмана ибн ‘Аффана, Абу Хурайры, Ибн ‘Аббаса, Хассана ибн Сабита, Усамы ибн Зайда, Абу Аюба, ‘Аишы, Умму Салямы, Аль-Мугиры ибн Шу‘бата, Абу Ад-Дарды, ‘Убады ибн Ас-Самита, Тальхи ибн ‘Убайдуллаха, ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, Ибн ‘Умара, Джабира и от множества других сахабов и таби‘инов (да будет доволен ими всеми Аллах).

 

Те, кто передал хадисы от Абу Салямы

От Абу Салямы ибн ‘Абдуррахмана ибн ‘Авфа передал хадисы Салим Абу Ан-Наср, Аз-Зухри, Яхья ибн Са‘ид, Яхья ибн Абу Касир, ‘Амир Аш-Ша‘би, ‘Абдуррахман Аль-А‘радж, ‘Амр ибн Динар, Абу Хазим, Абу Саляма ибн Динар и многие другие (да смилуется над ними всеми Всевышний).

Абу Саляму ибн ‘Абдуррахмана ибн ‘Авфа считали одним из семи факихов Медины. Он был выдающимся учёным курайшитов, который дискутировал с самим ‘Абдуллахом Ибн ‘Аббасом (да будет доволен ими обоими Аллах) и оспаривал его мнение.

Ибн ‘Асакир в своей книге «Тарих Димашк» пишет об этом следующее:

«От Му‘мара передаётся, что он слышал, как Аз-Зухри говорил: "Я встретил четырёх курайшитов, которые были выдающимися учёными: Са‘ида ибн Мусайяба, ‘Урву ибн Аз-Зубайра, Абу Саляму ибн ‘Абдуррахмана ибн ‘Авфа и ‘Убайдуллаха ибн ‘Абдуллаха. Абу Саляма часто оспаривал мнение Ибн ‘Аббаса, и потому он лишился множества знаний, которые мог бы получить от Ибн ‘Аббаса".

Также от Аз-Зухри передаётся, что Абу Саляма ибн ‘Абдуррахман ибн ‘Авф сказал: "Если бы я обращался с Ибн ‘Аббасом получше, то получил бы от него множество знаний".

Также от Шубата передаётся, что Абу Исхак сказал: "Абу Саляма ибн ‘Абдуррахман ибн ‘Авф для времени, когда он жил, был лучше Ибн ‘Умара в его время"». Однако это не означает, что он был лучше Ибн ‘Умара.

 

Назначение Абу Салями кадием Медины

Когда Му‘авия ибн Абу Суфьян (да будет доволен им Аллах) назначил Са‘ида ибн Аль-‘Аса наместником Медины, он назначил кадием (шариатским судьёй) Медины Абу Саляму ибн ‘Абдуррахмана ибн ‘Авфа.

Когда же Са‘ида ибн Аль-‘Аса сняли с должности наместника Медины и вместо него во второй раз был назначен Марван ибн аль-Хакам, он снял Абу Саляму со должности кадия Медины и вместо него назначил его же брата Мус‘аба ибн ‘Абдуррахмана ибн ‘Авфа.

Ибн ‘Асакир в своей книге «Тарих Димашк» пишет следующее:

«От Маймуна передаётся, что Мухаммад ибн Абу Я‘куб сказал: "Абу Саляма ибн ‘Абдуррахман ибн ‘Авф прибыл к нам в Басру в то время, когда там наместником был Бишр ибн Марван. Он был так красив, будто его лицо сошло с динара Ираклия"».

Абу Саляма ибн ‘Абдуррахман ибн ‘Авф умер в Медине в возрасте 72 лет в 713 году (94 году по мусульманскому летоисчислению), во время правления омейядского халифа Аль-Валида ибн Абдульмалика. Есть мнение, что он умер в 103 году по хиджре, а также – в 104 году по хиджре.

Мухаммад Султанов

 

[1] В арабской традиции ту часть имени, которая начинается со слов Абу (для мужчин) и Умм (для женщин), называют куньёй. Кунья состоит из двух частей: первая – Абу (отец) или Умм (мать), а вторая – имя сына или дочери. Традиция арабов называть друг друга не по имени, а по кунье считается проявлением уважения и почтения к человеку.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.