Ибн Халдун – гордость мусульман

17 Август 2022
1647

Арабский мусульманский философ, историк, социальный мыслитель Абу Зайд ‘Абдуррахман ибн Мухаммад Ибн Халдун Аль-Хазрами Аль-Ишбили родился в 1332 году (732 году по мусульманскому летоисчислению). Его корни восходят к йеменской семье, которая переселилась в Севилью и сыграла важную роль в арабской истории этого города.

Эта семья широко упоминалась на протяжении восьмого века по хиджре, пока в десятом веке не стала одним из самых знатных семейств в Севилье. Члены этой семьи занимали в Севилье и Тунисе важные государственные и религиозные посты.

В середине седьмого века по хиджре, когда крестоносцы захватили Севилью, предки Ибн Халдуна сбежали в Сеуту (небольшой полуэксклав Испании на северном побережье Марокко, прямо напротив Гибралтара), а затем в Тунис. В это время в Тунисе правила династия Хафсидов.

Ибн Халдун в своей книге «Ат-Та‘риф» пишет, что ещё в детстве выучил Коран наизусть и хорошо владел всеми семью популярными способами рецитации Корана, потом он занимался изучением тафсира и хадисов, углубился в изучение фикха и грамматики арабского языка.

Первым учителем Ибн Халдуна был его отец, но он не ограничивался уроками у своего отца. Он брал уроки у крупных учёных Туниса и к своему восемнадцатилетию стал способным учёным в области фикха и других религиозных наук. К этому времени он также изучил хадисоведение, овладел основами логики и философии и начал делать первые свои записи по этим наукам.

Ибн Халдун несколько лет служил на разных должностях у правителей Африки, а затем, переправившись через Гибралтар, отправился на родину своих предков в Андалусию и остановился у правителя Гранады, который считается последним мусульманским правителем в Андалусии.

Однако после ряда заговоров и козней, устроенных против него завистниками в Гранаде, он решил вернуться в Африку. По возвращении Ибн Халдун поселился в Алжире во дворце Ибн Ас-Салямы и приступил к написанию своего знаменитого исторического труда, известного как «Тарих Ибн Халдун», в котором он представил новые теории в социологии и истории.

Ибн Халдун жил в эпоху, когда арабы и мусульмане продолжали вести человечество к прогрессу, но это было неспокойное время, которое ознаменовалось разгромами и поражениями не только для исламского мира, но и для него самого.

Ибн Халдуну не удавалось долго жить в одном и том же городе или заниматься определённой деятельностью. По этой причине он покинул Андалусию и странствовал по миру, пока не прибыл в Шам.

Он своими глазами увидел сдачу Гранады и Дамаска и стал свидетелем гибели цивилизации.  Ибн Халдун встретился с королём Кастилии (Педро), когда тот пытался расширить своё влияние на те немногие города в Андалусии, что остались мусульманскими. По поручению правителя Гранады он вёл переговоры о мире с Педро Кастильским.

Ибн Халдун также встречался с Тамерланом, когда он осаждал, грабил, а потом сжигал города Шама. На этой встрече он сопровождал своего повелителя египетского султана Фараджа Ан-Насира и сумел очаровать Тамерлана своим обращением, когда изложил ему свою теорию племенной солидарности.

То есть Ибн Халдун в своей жизни видел падение мусульман на востоке и на западе мусульманского мира, он видел, как погибали и рождались целые государства.

Что касается личности самого Ибн Халдуна, то он не смог долго задержаться ни на одной серьёзной должности и прожить долго в одном и том же месте из-за многочисленных завистников, доносчиков, клеветников и сплетников. Его честность создала ему множество врагов, так что несколько раз его смещали, но потом опять просили вернуться на должность.

Несмотря на такую тяжкую и неспокойную жизнь, Ибн Халдун смог стать законодателем культуры своего времени. Он также смог найти время для написания книг, чтобы подарить следующим поколениям эликсир своего разума и нектар своей души.

Ибн Халдун работал преподавателем в университете Аль-Каравийин в Фесе, затем в знаменитом университете Аль-Азхар в Каире, в Медресе Аз-Захирийя и других учебных заведениях Магриба.

Ибн Халдун считается одним из величайших мусульманских мыслителей и самым выдающимся из тех, кто писал труды по истории. Свою книгу по истории, которая известна как «Тарих Ибн Халдун» («Большая история Ибн Халдуна») он назвал «Китаб аль-‘ибар ва диван аль-мубтадаъ ва аль-хабар фи айям аль-‘араб ва-ль-‘аджам ва-ль-барбар ва ман ‘асарахум мин зави ас-султан аль-акбар» («Книга назидательных примеров по истории арабов, неарабов, берберов и их современников, имевших большую власть»).

Эта книга, которая принесла ему наибольшую известность, состоит из введения, которое содержит глубокие размышления о человеческой цивилизации, и двух частей:

1. истории народов и государств;

2. биографии самого Ибн Халдуна.

Введение («Мукаддима») образует самостоятельный трактат. «Мукаддима» по справедливости считается замечательным произведением. Высказанные в нём идеи составляют одну из основ современной клиодинамики.

Благодаря «Мукаддиме» Ибн Халдун смог стать в ряды знаменитых учёных-философов. Аль-Макризи сказал о «Мукаддиме»: «Такую работу не смог сделать никто до него и после него. В нём он заложил правила юриспруденции истории и науки урбанизма».

Ибн Халдун также написал другие труды: «Шарх Касыды Бурда»; краткое изложение трудов Ибн Рушда; книгу по математике, автобиографию «Ат-Та‘риф би Ибн Халдун ва рихляту-ху гарбан ва шаркан»; работу по суфизму «Шифа ас-саиль ли-тахзиб аль-масаиль»; трактат по логике «Любаб аль-махсуль фи усуль ад-дин».

Ибн Халдун считается одним из учёных, которыми по праву гордится вся мусульманская умма. Он является основоположником социологии как самостоятельной науки и первым, кто дал ей основу.

Он в своё время выдвинул новейшие теории социологии, к которым только через несколько веков пришли многие известные учёные, например, французский философ, социолог, методолог Огюст Конт (1798–1857). Ещё до Адама Смита Ибн Халдун открыл необходимость разделения труда. Он опередил Давида Рикардо в открытии трудовой теории стоимости и до Джона Кейнса рассмотрел роль государства в стабилизации экономики.

Умер Ибн Халдун в Египте в 1406 году (808 году по мусульманскому летоисчислению) в возрасте 78 лет. Похоронен на суфийском кладбище около ворот Ан-Наср на севере Каира. Да смилуется над ним Всевышний Аллах.

Нурмухаммад Изудинов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Аналитика
Мусульманка