Абу Наср Аль-Фараби - великий мыслитель Востока
Знаменитый мудрец и величайший мусульманский философ, врач и математик, учёный-энциклопедист, основоположник фальсафы Абу Наср Мухаммад ибн Мухаммад ибн Тархан Аль-Фараби Ат-Турки родился в городе Фарабе (ныне город Отрар в Отырарском районе Туркестанской области Казахстана) в 874 году (260 году по мусульманскому летоисчислению).
Аль-Фараби в совершенстве владел тюркским, персидским, греческим, ассирийским и другими языками. Как автор комментариев к сочинениям Аристотеля и Платона Аль-Фараби получил почётное прозвание Второй учитель (после Первого – Аристотеля). Также за глубокие знания и комментарии трудов Аристотеля ему присвоили имя «Второго Аристотеля» и «Аристотеля Востока».
Аль-Фараби покинул свой родной город Фараб и отправился в путь. По некоторым сведениям, до своего отъезда из Средней Азии Аль-Фараби побывал в Шаше (Ташкенте), Самарканде и Бухаре, где некоторое время учился и работал.
Далее он странствовал по мусульманскому миру, пока не прибыл в Багдад, столицу и культурный центр Арабского халифата. В Багдаде Аль-Фараби поселился в период правления халифа Аль-Муктадира би-Ллях.
По прибытии в Багдад, который был центром притяжения для интеллектуалов того времени, Аль-Фараби начал углублённо изучать арабский язык, хотя в то время он уже хорошо владел не только арабским, но и тюркским, и ещё несколькими языками.
В совершенстве овладев арабским языком, Аль-Фараби далее начал заниматься философией. В Багдаде он встретил учёного-философа, логика и знаменитого переводчика античных текстов на арабский язык Абу Бишра Матта Ибн Юнуса и стал его учеником. Но, как говорят средневековые источники, ученик довольно быстро превзошёл учителя.
Потом он отправился в Харран и там неотступно следовал за Юханной ибн Хайляном и брал у него уроки. Аль-Фараби рассказывал о нём как о человеке, который был приобщён к живой традиции передачи наследия Аристотеля от учителя к ученику через целый ряд поколений.
Вскоре Фараби стал известным учёным. В 941 году из Харрана он перебрался в Дамаск, оттуда в Египет, а потом вернулся в Дамаск, где провёл оставшуюся часть жизни, занимаясь научной работой.
Первые годы жизни Аль-Фараби в Дамаске не были лёгкими. Имеются рассказы о том, что он был вынужден работать садовым сторожем, а научной деятельностью занимался лишь по ночам при свете свечи, купленной на заработанные днём деньги.
Аль-Фараби написал несколько блестящих книг, которые были оценены его современниками и теми, кто жил после него. Самым известным из его трудов является книга «Аль-Фусус» («Драгоценные камни»), которая была переведена и на немецкий язык.
Аль-Фараби также написал другие труды: «Ихсаъ аль-‘улюм ва-т-та‘риф би-агразиха» («Книга об определении и классификации наук»), «Китаб араи ахль аль-мадиа аль-фазиля» («Трактат о взглядах жителей добродетельного города»), «Китаб аль-адаб аль-мулукийя» («Книга о добродетельных нравах»), «Китаб ибтал ахкам ан-нуджум» («Трактат об опровержении астрологии»), «Китаб ас-сияса аль-маданийя» («Книга о гражданской политике») и многие другие.
Абу Наср Аль-Фараби считается блестящим учёным каляма и логики, совершенным философом и превосходным имамом. Он в совершенстве освоил теоретические науки и преуспел в математике. Также он был остроумным и проницательным человеком.
Аль-Фараби был силён в медицине. Его достоинства были очевидными, его труды стали известными, а количество его учеников стало таким многочисленным, что его начали считать единственным выдающимся учёным своего времени, которому не было равных.
Аль-Фараби известен как автор комментариев к трудам Аристотеля и как учитель знаменитого учёного Ибн Сины (Авиценны).
Ибн Сина сказал: «Я прочитал книгу Аль-Фараби "Ма ба‘да ат-таби‘а», и я не понимал того, что в ней написано. Даже прочитав её сорок раз и выучив её наизусть, я никак не смог понять цель, с которой автор написал эту книгу. Я потерял надежду понять её и сказал себе, что это невозможно.
И вот в однажды после предвечернего (аср) намаза ко мне подошёл один человек, который и показал мне одну книгу. Он предложил мне купить эту книгу, и я купил.
Эта книга оказалась одним из трудов Абу Насра Аль-Фараби, в котором он описывает цель написания той книги. Тотчас же я вернулся к себе домой и приступил к чтению этой книги (которую только что купил). Прочитав её, я раскрыл цели той книги и понял её. Я очень обрадовался этому». (Ас-Сафади, «Аль-Вафи ва аль-вафаят»)
Аль-Фараби вернулся в Дамаск и окончательно поселился там во время правления султана Сайф Ад-Давля ибн Хамдана. У этого правителя часто собирались лучшие учёные Дамаска.
Однажды на такое собрание явился и Аль-Фараби, одетый в одежду тюрков, которую он всегда носил. Сайф ад-Давля предложил ему сесть где-то позади – там, где он стоял, но он не исполнил его указание и, переступая через ряды сидящих, подошёл прямо к трону правителя.
Тогда Сайф Ад-Давля на непонятном для присутствующих (иностранном) языке сказал своим слугам: «Этот шейх нарушил правила приличия. Я задам ему вопросы кое о чём. Если он не сможет ответить, разорвите его на части».
Тогда Аль-Фараби обратился к правителю на том же языке, на котором он разговаривал со своими слугами: «О правитель! Проявите терпение, поистине, о делах судят по их последствиям (результатам)». Сайф Ад-Давля очень удивился и спросил: «Ты хорошо знаешь этот язык?» Аль-Фараби ответил: «Да. Я владею более чем 70 языками».
Затем Аль-Фараби начал дискутировать с учёными, которые присутствовали на этом маджлисе, по каждой отрасли науки, и он так превосходил каждого из них в знании соответствующей отрасли науки, что все они вскоре замолчали, а он продолжал говорить. Потом они начали записывать то, что он говорил.
Аль-Фараби любил одиночество и старался уединяться. Он жил жизнью аскета и никогда не обращал внимания на то, как заработать пропитание и где найти жилище. Правитель Дамаска Сайф Ад-Давля установил ему жалованье из казны – четыре дирхама в день. Аль-Фараби получал это жалованье до конца своей жизни.
Абу Наср Аль-Фараби умер в Дамаске в возрасте 80 лет в 950 году (339 году по мусульманском летоисчислению). Погребальную молитву над ним совершал правитель Дамаска Сайф Ад-Давля и четыре его приближённых. Он был похоронен на окраине Дамаска недалеко от ворот «Баб Ас-Сагир».
Нурмухаммад Изудинов