‘Имад Ад-Дин Занки – завоеватель Эдессы. Часть 2
Проанализировав положение в исламском мире и видя, сколь плачевна ситуация, ‘Имад Ад-Дин Занки решился на беспрецедентный шаг и поставил для себя великую цель, о которой долго мечтали мусульмане, но никак не могли осуществить. Этой целью было освобождение Шама от крестоносцев, и ‘Имад Ад-Дин Занки решил возглавить борьбу против захватчиков, но прежде ему нужно было объединить мусульман.
Основное правило в войне против любого врага, в изгнании захватчиков и в освобождении любой территории – фронт сопротивления должен быть единым и крепким, как кулак. А как же мусульманам бороться за свои земли с разобщёнными рядами? Поэтому первым делом он приступил к объединению мусульман, чтобы собрать их в единый фронт. Это оказалось самой трудной задачей на его пути к заветной цели.
Эту работу ‘Имад Ад-Дин Занки начал с присоединения к своим владениям города Алеппо, который был расположен в северной части Шама. В начале месяца Мухаррам 522 года по хиджре, по прошествии нескольких месяцев после своего назначения наместником Мосула, ‘Имад Ад-Дин Занки осадил Алеппо.
Завоевание Алеппо не стало для ‘Имада Ад-Дина Занки лёгкой задачей. Он осаждал Алеппо несколько месяцев, после которых город пал. После взятия Алеппо в следующем 523 году по хиджре (1129 году) он перешёл к Хаме.
Далее он присоединил к своим владениям Сарджу и Дару, потом освободил крепость Ал-Асариб из рук крестоносцев. После этого ‘Имад Ад-Дин Занки приступил к разрешению конфликта между аббасидским халифом Аль-Мустаршидом и сельджукским султаном Махмудом и надолго впутался в это дело – оно продлилось несколько лет.
Далее он вернулся к своей основной цели и присоединил к своим владениям несколько курдских крепостей. Затем он продолжил свои завоевания, пока в 1134 году (528 году по хиджре) не покорил Диярбакир и горную область Джебель.
Большинство городов Шама покорились ‘Имаду ад-Дину Занки за исключением тех, что находились под властью крестоносцев и Дамаска, который считался сердцем и столицей Шама.
В 1135 году (529 году по хиджре) ‘Имад Ад-Дин Занки приступил к осаде Дамаска, но не смог взять его, и столица Шама осталась вне его владений. ‘Имад Ад-Дин Занки всё время думал и строил планы добраться до Дамаска и завоевать главный город Шама.
После того как ‘Имаду Ад-Дину Занки удалось осуществить большую часть задуманного в части объединения мусульман, он приступил к тому, ради чего было всё это затеяно – к борьбе против врагов, которые оккупировали святыни мусульман.
До прихода ‘Имада Ад-Дина Занки к власти в Мосуле крестоносцы планировали захват всей территории Шама и Сирии, а в дальнейшем и Египта. А когда на пути крестоносцев появился лев Шама, их целью стало сохранение имеющихся под их властью территорий.
Когда ‘Имад Ад-Дин Занки усилил военную мощь, крестоносцам в Шаме стало не под силу удерживать его экспансию, и они обратились за помощью в Константинополь к императору Эммануилу. Несмотря на межконфессиональные разногласия (крестоносцы в Шаме были католиками, а Эммануил относился к ортодоксам), Эммануил согласился.
Над странами Шама нависла большая угроза. В 1138 году (532 году по хиджре) император Византии Эммануил с многочисленными войсками прибыл в Малую Азию, и никто из сельджукских командиров не смог оказать ему сопротивления и остановить наступление византийской армии.
Вскоре Эммануил овладел городом Бизаа (город на севере Сирии, расположенный на территории мухафазы Халеб недалеко от Алеппо) и вошёл на территорию Сирии. Сначала он дал жителям города гарантию безопасности, но потом обманул их.
Таким образом, регион оказался между молотом византийского императора и наковальней крестоносцев Шама. В этот момент на арену вышел человек, который изменил положение дел в этом регионе.
Проанализировав сложившееся в Сирии критическое положение, учитывая надвигающиеся на мусульман беды, ‘Имад Ад-Дин Занки решил выступить против врага и разрешить эту проблему.
Для выхода из этой ситуации он построил следующий план:
1. всевозможными способами вселить страх в сердца византийцев;
Он решил первым делом ударить по силам Эммануила там, где он разместился со своей армией (в его лагере), путём ведения партизанской войны с использованием добровольцев из Шама, методом внезапного наступления и быстрого отхода и таким образом показать крестоносцам силу и храбрость мусульман.
Также, несмотря на огромную разницу в численности между его армией и войсками крестоносцев, он решил отправить императору письма с угрозами. Он это делал, чтобы вселить страх в сердца византийцев и удержать их от дальнейшего продвижения вглубь Шама.
2. породить вражду между византийцами и крестоносцами Шама;
‘Имад Ад-Дин Занки был одним из самых проницательных и дальновидных людей того времени. Для разделения крестоносцев он воспользовался старыми межконфессиональными разногласиями между христианскими ортодоксами и католиками.
С этой целью ‘Имад Ад-Дин Занки отправил к императору Византии человека, который сообщил ему, что крестоносцы Шама собираются нарушить договор и отступить при первой возможности.
Затем он отправил другого человека к крестоносцам Шама, который напугал их скорым предательством императора, дескать, если Эммануил сможет завоевать в Шаме хоть одну крепость, он отберёт у них все города в Шаме, которыми они теперь владеют.
Этот план ‘Имада ад-Дина успешно осуществился. Между крестоносцами возникли серьёзные разногласия, вследствие которых император Византии отвёл свои войска из Шама и отступил, оставив в Шаме катапульты и много оружия, которое досталось мусульманам в качестве военных трофеев. Он также освободил взятых в плен мусульман.
Благодаря этой операции авторитет ‘Имада ад-Дина Занки среди мусульман поднялся, а в сердцах крестоносцев поселился страх перед ним. После этого он решил взять Дамаск. Однако осада города не увенчалась успехом, и ‘Имад ад-Дин Занки опять не смог овладеть самым важным городом Шама, но он не отчаялся и решил взяться за Эдессу.
Продолжение следует…
Мухаммад Султанов