Абу Аль-Аля Са‘ид ибн Хасан считается одним из выдающихся представителей не только исламской, но и мировой цивилизации XI века (пятого века по хиджре). Он внёс большой вклад в мировую науку, сделал множество научных открытий и изобретений.
Самыми яркими из его изобретений являются перьевая ручка и человекообразный робот, андроид. Изобретение устройств не было единственным талантом Абу Аль-Аля Са‘ида ибн Хасана, он стал известен ещё и как искусный лекарь и врачеватель, выдающийся астроном и гениальный инженер.
Са‘ид был известен ещё по прозвищу За‘им д-Давля (ручающийся за государство). Исторические и биографические источники не указывают происхождения прозвища, кроме слов Ибн ‘Асакира в книге «Тарих Димашк» о том, что он был очень близок к султану, всегда присутствовал на его совете и потому получил такое прозвище.
Са‘ид ибн Хасан родился и вырос в городе Эль-Рахбе (средневековый арабский город-крепость на западном берегу реки Евфрат близ города Меядина в современной Сирии).
В исторических книгах авторы не приводят дату его рождения и дату смерти. Многие отмечают только то, что он завершил написание своего знаменитого труда «Ат-Ташвик Ат-Тибби» в 1072 году (464 году по хиджре), из чего вытекает, что он жил и здравствовал в эти годы.
Са‘ид ибн Хасан был не только знатоком медицины, астрономом, изобретателем и инженером, но ещё и писателем и поэтом. Религиозные и прочие знания он получил в Эль-Рахбе. Там же он познакомился и близко подружился с правителем Мосула Шарафуддином Муслимом ибн Курайшем ибн Бадраном Аль-Укайли (умер в 474 году по хиджре).
Шарафуддин Аль-Укайли был наместником не только Мосула, но и Дияр Рабии (средневековое арабское название самой восточной и самой большой из трёх провинций Верхней Месопотамии), а город Эль-Рабха входил в эту провинцию, следовательно, был под его властью.
Са‘ид ибн Хасан написал книгу по этике врачевания, которую он назвал «Ат-Ташвик ат-Тибби» и которую разделил на 13 глав. В начале книги автор изложил причины, которые побудили его написать этот труд. Далее в книге автор обратил внимание на важность профессии врача и всех, кто связан с медициной, на качества, которыми должен обладать тот, кто собирается заниматься этой профессией. Также он указал в своей книге на условия и каноны, которые должен соблюдать врач, и рассказал о правилах этикета, которых ему следует придерживаться.
Книга «Ат-Ташвик ат-Тибби» считается одним из первых трудов, затронувших вопрос этики и морали врачей. Книга не только демонстрирует литературный талант автора, но и указывает на его обширные академические знания в области медицины.
Са‘ид ибн Хасан ещё в то время установил три важных этапа в последовательности лечения больного: диета, медикаментозное лечение, оперативное вмешательство. Эта последовательность применяется и в современной медицине.
В числе моральных и этических качеств врача, которые перечислил в своей книге Са‘ид ибн Хасан, были и такие: «Врач должен быть очень дружелюбным, приветливым, безгранично терпеливым, радостным, предвещающим добро и всегда улыбающимся».
Ибн ‘Асакир в своей книге «Тарих Димашк» упомянул Са‘ида ибн Хасана как писателя, астронома и инженера-механика, а немецкий учёный Бругман причислил его к арабо-мусульманским астрономам.
Абу Аль-Аля Са‘ид ибн Хасан в 1066 году (459 году по хиджре) написал большую научную статью, которую назвал «Ат-Ташвик ат-та‘лими». 154-страничная рукопись этого труда хранится в библиотеке музея Топкапы в Стамбуле. Своё сочинение, посвящённое изучению вопросов астрономии, Са‘ид ибн Хасан разделил на 18 глав. В этом труде он рассказал о форме Земли, о её положении на небесной орбите, а также о других планетах Солнечной системы и о звёздах. В целом астрономические исследования, которые в то время провёл и изложил в этой книге Са‘ид ибн Хасан, указывают на его глубокие познания в этой области.
Абу Аль-Аля Са‘ид ибн Хасан изобрёл перьевую ручку, в которой чернил хватало на целый месяц. Самое главное, за всё это время чернила внутри ручки не высыхали. Он смастерил эту ручку из металла и к её кончику приделал зубчик (перо) с отверстием, через которое выходили чернила.
Это изобретение очень облегчило труд тех, кто писал или переписывал книги, сокращая время письма, на которое в то время уходило очень много времени, ведь они записывали тексты обычным пером.
По этому же принципу сконструированы современные чернильные авторучки, поэтому получается, что Абу Аль-Аля Са‘ид ибн Хасан изобрёл перьевую ручку почти на тысячу лет раньше европейцев.
Однако некоторые исторические источники утверждают, что Аббас ибн Фирнас, который умер в 887 году (274 году по хиджре), изобрёл перьевую ручку в третьем веке – раньше Са‘ида ибн Хасана. Поэтому они считают Са‘ида вторым арабо-мусульманским учёным, изобрётшим такую ручку.
Как пишет Ибн ‘Асакир в своей книге «Тарих Димашк», среди уникальных изобретений Са‘ида ибн Хасана было приспособление, которое могло поднимать тяжёлые камни. Историки упомянули это изобретение, но не описали его в подробностях. Тем не менее, Са‘ид ибн Хасан одним из первых в мире изобрёл такое приспособление для поднятия тяжестей.
Абу Аль-Аля Са‘ид ибн Хасан также считается первым изобретателем, собравшим человекоподобного робота. Он создал «железного человека», который самостоятельно выдыхал огонь и автономно работал несколько часов.
Ибн ‘Асакир в биографии Ибрахима ибн Саида Аль-Искандрани, известного как Ас-Садид, пишет, что он прибыл в Дамаск и остановился у Са‘ида ибн Хасана. А Са‘ид в то время завершил создание железного человека (робота), который часами выдыхал огонь.
Са‘ид ибн Хасан является не единственным мусульманским учёным, который внёс вклад в мировую науку. Истории известно множество выдающихся мусульманских учёных, которые, сохраняя традиции прошлого и используя собственные изобретения, продвигали различные области науки и техники.
Таким образом, по целому ряду открытий и изобретений мусульманские учёные на многие века опередили европейцев в науке, культуре, экономике, медицине, морском деле, сельском хозяйстве и в других отраслях.
Мухаммад Султанов