Вожак и воин. Са‘д ибн Му‘аз

12 Октябрь 2023
7208

Сегодня таких людей принято называть ЛОМами — лидерами общественного мнения. Хорошо, когда они становятся ретрансляторами благого и приводят к благому. Совершенно другое дело, когда ЛОМы занимаются откровенным пустословием и тянут своих последователей в болото. Лидер должен понимать всю ответственность, которая лежит на нём, и быть маяком, освещающим путь, а не затемняющим его. Вожак племени Авс Са‘д ибн Му‘аз был одним из образцовых лидеров, сыгравшим основополагающую роль в принятии Ислама соплеменниками.

Са‘д относился к авситскому роду ‘Абд аль-Ашхаль, о котором Пророк ﷺ говорил: «Лучший род ансаров — Бану Наджар. Затем — Бану ‘Абд аль-Ашхаль».

Са‘д был вожаком не только по своим моральным качествам, он и внешне выглядел, как самый настоящий лидер. Он был крупного телосложения и высокого роста.

Весть о распространении новой исламской религии дошла до Са‘да в его родном городе – Ясрибе (Медине). Он как вождь своего племени был обеспокоен деятельностью проповедника, направленного Пророком ﷺ из Мекки — Мус‘аба ибн ‘Умайра. С целью пресечь проповедническую деятельность Мус‘аба (да будет доволен им Аллах) Са‘д решил покончить с ним. Наличие копья в его руках говорило о твёрдой решительности. Ещё до этого, когда Са‘д появился на горизонте, помощник Мус‘аба, Ас‘ад ибн Зурара сказал: «Клянусь Аллахом, если этот господин последует за тобой, то весь его род последует его примеру».

На неприкрытую агрессию Са‘да Мус‘аб ответил, как подобает правоверному мусульманину: «Не хочешь ли ты сесть и послушать? Если тебе это понравится, примешь. В противном случае мы не сделаем того, что тебе неприятно».

Са‘д согласился на предложение, а Мус‘аб начал рассказывать ему об Исламе и читать строки из Корана. Позже и Мус‘аб и Ас‘ад, наблюдавшие за реакцией Са‘да, говорили: «Клянусь Аллахом, прежде чем он заговорил, мы заметили Ислам на его лице».

Са‘д без тени сомнений принял Ислам и, направившись к представителям своего рода, спросил: «О ‘Абд аль-Ашхаль! Каким вы знаете меня?» Они ответили: «Ты наш господин! Лучший из нас своими суждениями и умом». Са’д продолжил: «Говорить с вашими мужчинами и женщинами считаю для себя запретным, пока вы не уверуете в Аллаха и его Посланника ». К вечеру того дня практически весь его род принял Ислам.

Нашим читателям может показаться, что Са‘д (да будет доволен им Аллах) был человеком преклонного возраста. Возможно, такой образ отпечатался в общественном сознании. Но, к изумлению многих, в момент принятия Ислама ему был всего лишь 31 год. В таких случаях обычно говорят: мудр не по годам.

Са‘д проявлял свои лидерские способности не только в мирное время. Даже после переселения мусульман-мухаджиров в Медину и образования исламского государства о спокойствии не могло быть и речи. Врагов у Ислама было великое множество, и самые воинственные из них находились в Мекке. С мекканцами-то и состоялось первое крупное столкновение мусульман у колодцев Бадра.

Ещё до битвы на военном совете мусульман Са‘д обратился к Пророку ﷺ от имени своего народа: «Мы уверовали в тебя, поверили тебе, засвидетельствовали, что всё то, с чем ты пришёл — истина. Мы дали тебе клятву в послушании и покорности. Поступай, о Посланник Аллаха, как считаешь нужным, а мы — с тобой. Клянусь Тем, кто послал тебя с правдой, если ты решишь пересечь это море вброд, мы перейдём его вместе с тобой, никто из нас не откажется. Мы не против, если завтра ты встретишь врага нашего вместе с нами. Мы стойки в войне, верны в бою. С повеления Аллаха мы покажем себя так, что ты будешь доволен нами. Веди нас, с благословения Аллаха!»

Последний год земной жизни Са‘да пришёлся на пятый год по хиджре. Это был его седьмой год в Исламе. Лучезарная Медина в это время переживала самые сложные времена в её новейшей истории. Город Пророка ﷺ оказался заблокирован полчищами язычников. И без того критическую ситуацию обострили иудеи племени Бану Курайза, нарушившие союз с Пророком ﷺ. Это был вероломный удар в спину мусульман и лично Са‘да, племя которого с давнейших времён было союзником Бану Курайза. Можно представить, как Са‘д был разгневан на них. Это был гнев во имя Всевышнего и Его Посланника ﷺ.

Именно тяжело раненому в этой военной кампании Са‘ду было дано право вершить суд над предателями из Бану Курайза. Иудеи, понадеявшись на благорасположенность своего союзника, согласились с его решением.

Са‘д перед оглашением приговора сказал: «Са‘ду пора не обращать внимания на упрёки». Са‘д вынес строгое, но справедливое решение — казнить всех мужчин, совершивших это вероломство. Услышав это, Пророк ﷺ воскликнул: «Ты огласил решение Всевышнего, которое Он вынес над семью небесами».

Спустя некоторое время Са‘д ибн Му‘аз перешёл в мир иной. Это была большая потеря для мусульман, ведь среди ансаров он занимал такое же видное положение, как Абу Бакр ас-Сиддик среди мухаджиров. Такая же высокая степень у него была перед Всевышним Аллахом. Это подтверждает хадис, в котором сообщается, что ‘Арш содрогнулся, когда он умер. В другом хадисе сообщается, что Са‘да в последний путь сопровождали 70 тысяч ангелов.

Исламская история Са‘да (да будет доволен им Аллах) была предельно короткой — она продолжалась всего лишь семь лет. Это может показаться слишком малым, но важно — не сколько мы живем, а как мы живем. И как тут не вспомнить крылатое выражение: «Все мы умираем, но не каждый из нас может жить».

Мурад Гайдарбеков

Центр исторических исследований при ДГИ «Врата истории»

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.