Соблюдение равенства между женами

9 Июнь 2011
30529

«Если у мужчины две жены и он не будет соблюдать равенство между ними, то он придёт в Судный день с согнутым боком».

Соблюдение равенства между женамиВсевышний в Коране сказал: (смысл): «Обращайтесь с ними (вашими жёнами) справедливо (т. е. в распределении ночей соблюдая равенство). Если же они неприятны вам, то проявите терпение, ведь может быть так, что вам что-либо ненавистно, но Аллах сделает в нём много добра» (сура «Ан-Ниса», аят 19).

В хадисе сказано: «Если у мужчины две жены и он не будет соблюдать равенство между ними, то он придёт в Судный день с согнутым боком» (ибн Маджа, ат-Тирмизи), т. е. позорность и унижение его начнутся сразу после воскрешения, не говоря уже о том, какая участь ожидает его в могиле.

Под словом «равенство» имеется в виду только одинаковое распределение ночей, а в остальном равенство соблюдать не обязательно, но желательно.

Если муж не соблюдает равенство в проведении ночей с согласия жён, то это разрешено, если же они не согласны, то муж должен соблюдать следующее:

Если у человека больше одной жены и он ночевал у одной из них, то он обязан ночевать и у других жён, даже если они больны или у них период менструальных выделений. Потому что основная цель соблюдения равенства – это избавление жён от одиночества. И поэтому надо соблюдать равенство только в ночёвке.

А в половом сношении равенство соблюдать не обязательно, но желательно, т.к. это зависит от настроения, желания, темперамента мужчины.

Если муж будет любить одну из жён больше, чем других, то за это ему греха не будет.

В Священном Коране говорится: (смысл): «Вы никогда не сможете относиться одинаково справедливо к жёнам, даже при сильном желании» (сура «Ан-Ниса», аят 129).

Под словами Всевышнего «одинаково справедливо» имеется в виду проявлять к ним одинаковые чувства. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) в совершенстве соблюдал равенство между своими жёнами, но вместе с этим обращался к Всевышнему со словами: «О мой Господь! Это мое равноправное распределение (имеется в виду распределение ночей между женами) в том, что подвластно мне. Прошу, не упрекай меня в том, что подвластно Тебе и не подвластно мне». Такое обращение Пророка (мир ему и благословение) было вызвано тем, что он больше любил Айшу (да будет доволен ею Аллах), дочь Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), чем других своих жён.

Если жена непокорная, то в отношении её равенство соблюдать не обязательно. Непокорная жена – это та, которая выходит из дома без разрешения мужа, отказывающая ему в половом сближении без уважительной по Шариату причины и т. д. Также не обязательно соблюдать равенство по отношению к жене, которая вышла в путь (сафар) для своей нужды, даже если ей разрешил муж. Муж имеет право в ночь, которую он должен провести у одной жены, пойти к другой жене по крайней необходимости, например, если она сильно болеет, если есть опасность возникновения пожара, воровства и т. д. А днём он имеет право зайти для обычной нужды, например, поставить что-либо, отдать необходимые продукты, узнать что-то.

В обоих случаях муж не имеет права удлинять время пребывания сверх необходимого. Но если он это сделает ночью, то должен возместить другой жене время, потраченное на нужду и сверх этого.

А если он это сделал днём, то он должен возместить только то время, которое потрачено сверх нужды. Но в обоих случаях за время, проведённое сверх нужды, ему запишется грех. За то время, в которое ему разрешено по нужде идти к другой, он имеет право приближаться к своей жене и ему разрешено всё, на что не тратится дополнительное время, как, например, поцелуи, объятия и т. д., кроме полового акта, т. к. на это уходит дополнительное время, но если он, вопреки запрету, совершил половой акт, то не должен возмещать половой акт другой жене.

Минимум времени, в которое он должен соблюдать равенство, – это одна ночь (т. е. провести одну ночь возле одной, другую возле другой), с захода солнца до рассвета; максимум три ночи (т. е. по три ночи подряд).

Но если жёны согласны, можно и больше. Если человек работает ночью, а днём бывает дома, то он должен соблюдать равенство в дневное время.

Если человек был женат и взял себе ещё одну и она девственница, то он должен провести с ней семь дней и ночей беспрерывно, но если она не девственница, то он должен выделить ей три дня и три ночи беспрерывно. Это время, проведённое с новобрачной, не нужно возмещать другим жёнам.

Мужу в эти ночи (т. е. семь ночей для девственницы и три для недевственницы) нельзя посещать мечеть для вечерней и ночной коллективной молитвы, если жена в связи с его выходом будет чувствовать одиночество.

Муж обязан также соблюдать равенство в выходе на джамаат-намаз ночью, т. е. нельзя выделять одну ночь в неделе выходом в мечеть. Если муж хочет поехать куда-либо и взять с собой одну из жён, то он бросает жребий и берёт с собой ту, на которую выпал жребий. В этом случае он не должен возмещать другим жёнам время, проведённое с ней в пути. Если одна из жён дарит свою ночь мужу, то муж имеет право провести эту ночь у любой другой жены.

Неравное равенство.

Говоря о равенстве в браке, нельзя видеть в дозволенности многожёнства лишь удовлетворение физической потребности, не обращая внимание на требования Шариата или не задумываясь о том, что полигамия – это не исполнение прихотей одной стороны, жертвуя интересами другой. Ведь многожёнство разрешено при непременно равном и справедливом отношении мужа ко всем жёнам, как об этом говорится в аятах Священного Корана.

Но среди мусульман встречаются и такие, кто идёт на этот шаг, в большей степени боясь, что это скажется на отношениях в его первой семье, и выдвигает условия той девушке, которую хочет взять в качестве второй жены, говоря ей, что никто об этом не должен знать, что ночи он с ней делить не будет, что содержать её не сможет и т. д. Тем самым он заблаговременно снимает с себя обязанности, которые возложил на него Шариат. В результате такого брака, если он встретит какие-либо трудности или некоторое давление, как со стороны первой жены, так и со стороны родственников, он даёт второй жене развод.

Это происходит потому, что муж не видит во второй полноценную жену, как в первой, забывая о том, что Всевышний не пренебрёг правами ни одной из жён, а, наоборот, обязал относиться к ним справедливо, соблюдая равноправие, и наказал тем, чтобы тот, кто не сможет соблюдать равенство, ограничился одной.

Нельзя забывать, что у каждой женщины есть честь и достоинство, которые требуют, чтобы к ней относились с уважением. Её наивность и неспособность предвидеть дальнейший исход событий, а также желание выйти замуж, никоим образом не должны эксплуатироваться и к ней нельзя относиться как к объекту удовлетворения своих физических потребностей, что унижает её как человека и в глазах мужа, и в глазах тех, кто знает её. Ведь женщина, выходя замуж, желает найти счастье, сохранить своё целомудрие, создать семью, стать матерью и вдруг её бросают только потому, что у мужа пропал к ней интерес, или оттого, что этого потребовала первая жена или близкие родственники.

Не секрет, что такой поступок скажется на её дальнейшей жизни, ведь мало у кого возникнет желание жениться на женщине, которая уже не раз была замужем.

Ислам осуждает проявление необузданного стремления к удовлетворению животных страстей, которое побуждает мужчину опять жениться, не задумываясь об ответственности такого поступка и об обязательствах, которые возлагает на него Шариат с того момента, как он становится законным мужем той, с которой он совершит обряд бракосочетания (никах).

Женщины, почувствовав себя обманутыми или разочаровавшись, испытывают моральную, духовную и физическую ущемлённость. Это пагубно отражается и на чистоте Ислама, который разрешил многожёнство с целью сохранить общество в чистоте и целостности, отдаляясь от греха и разврата и т. д.

Вне всякого сомнения, подобное отношение к женщинам вызывает их недоверие к мужчинам, которые используют дозволенную Исламом полигамию в личных низменных целях. Сподвижник Пророка (мир ему и благословение) и праведный халиф Умар (да будет доволен им Аллах) сказал, что «браки строятся не на одной только любви, есть ещё благородство и стыд». Братья-мусульмане, подумайте над словами Посланника Аллаха (мир ему и благословение) по отношению к женщинам в его прощальной проповеди:

«O люди, бойтесь Аллаха в отношениях с женщинами, чтобы они не позволяли садиться на ваше ложе никому, кроме вас, чтобы они не впускали в дома ваши тех, кто ненавистен вам, кроме как с вашего позволения, чтобы они слушались вас.

Если же они не сделают так, то Аллах разрешает вам отдаляться от них в супружеском ложе и ударять, не нанося ран. Если же они подчинятся и будут соблюдать ваши права, тогда им принадлежит право на достойную еду и одежду.

Воистину, у вас есть права по отношению к вашим жёнам и они также имеют права на вас... Воистину, вы берёте их в жёны под покровительство Аллаха и они становятся дозволенными для вас согласно слову Аллаха. Воистину, они возле вас подобны пленникам, не имеющим ничего. Относитесь к вашим женщинам хорошо и будьте добрыми к ним».

Разве человек, который женится лишь с целью удовлетворить свои физические потребности, будет тем, кто последовал призыву Пророка (мир ему и благословение), и получит довольство Всевышнего?! Судите сами.

Если муж заметит со стороны жены признаки ослушания, то он делает ей назидание словами: «Побойся Аллаха в выполнении обязательств, которые возложены на тебя по отношению ко мне». Также нужно разъяснить жене, что ослушание с её стороны снимает с мужа ответственность по обеспечению её, пока она находится в ослушании, ведь, возможно, в ней скрывается причина такого её поведения или же она раскается в том, что себя так повела.

Также желательно ей напомнить о хадисе Пророка (мир ему и благословение): «Когда женщина ночует, отдалившись от постели мужа, то ангелы проклинают её до утра» (аль-Бухари). А если после всего этого она всё равно явно ослушается, то он отдаляется от неё в постели, т. е. спит отдельно, а если и это не поможет, муж имеет право ударить жену, но бьет её, не нанося ран, и если это даёт результат, если нет – то бить нельзя.

Всевышний в Коране сказал: (смысл): «А тех жен, непокорности которых вы опасаетесь, сначала увещевайте,потом избегайте их на супружеском ложе и, наконец, ударяйте их. Если же они повинуются вам, то не ищите пути против них. Воистину, Аллах – Возвышен, Велик» (сура «ан-Ниса», аят 34).

Мы знаем, что нередки случаи, когда возникает спор в семье из-за пустяка, мелочи, например, мужу не понравился какой-то поступок жены, он выговаривает жене свои претензии, она, якобы оправдываясь, пререкается с ним, разражается семейный скандал, в результате - испорченное настроение, нервы. А не лучше ли жене поступить проще, уступив и сказав, например: «Да, я ошиблась, в следующий раз сделаю так, как хочешь ты» и т. п., и пусть даже правда была на стороне жены, но так хочет муж, и, подчиняясь ему, жена всё равно останется правой. В этом и заключается женская мудрость – побеждать проигрывая. Поверьте, для женщины это очень важно.

В хадисе Пророка (мир ему и благословение) говорится: «Каждой женщине, совершившей пять обязательных намазов, постившейся в месяц Рамазан и подчинившейся мужу, скажут: "Заходи, в какие хочешь из восьми ворот Рая"».

Также в хадисе сказано: «Каждая женщина, которая умерла, и муж которой был доволен ею – зайдёт в Рай» (ат-Тирмизи).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) также говорил: «Если бы у меня была воля повелевать поклоняться кому-либо, кроме Аллаха, то я повелел бы жене поклоняться мужу, ибо её обязанность перед мужем велика» (аль-Бухари).

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.