К сожалению, в наше время сестры, которые не понимают значение ношения хиджаба, негативно относятся к нему. Говорят, что прежде женщины при советской власти не закрывались и при этом были достойными людьми.
Но, если обратиться к истории, то мы увидим, что одной из важнейших задач партии и правительства было формирование «нового человека». В этих целях в национальных республиках особое внимание уделяли «непримиримой наступательной борьбе за полное преодоление пережитков прошлого и остатков буржуазной идеологии в сознании и поступках людей», разработке и внедрению «новых, прогрессивных традиций и обрядов». Переосмысление этих традиций шло подспудно с первых же лет установления советской власти. Сюда же можно отнести и политику по «раскрепощению женщины», которая касалась и внешнего вида советской женщины.
Ложный стереотип о бесправии и приниженном положении в семье и обществе дагестанской женщины еще в ХIХ в. был опровергнут царским генералом Максудом Алихановым. Вот как он писал: «Если верно, что суровая дагестанская природа... выковала смелый и гордый дух, здоровое тело, твердость речей и поступков, безграничное развитие личной свободы и массу других характерных особенностей своего сына, дагестанского горца, то могла ли эта природа не повлиять в том же направлении и на дочь свою, женщину Дагестана? Конечно, нет... Дагестанская женщина, несущая на своих плечах не «всю тягость» работ и лишений горской жизни, как привыкли думать, а только свою законную, установленную вековыми обычаями долю в них, обладающая силою и смелостью духа, которым «может позавидовать мужчина цивилизованной Европы», - тысячи раз доказывала и готова доказать каждую минуту, при малейшем посягательстве на её права и достоинство, что она – тот же горец, но только в женском платье, что она тоже - плоть от плоти своей страны, и умеет, когда явится в том надобность, владеть кинжалом и справиться с другими и с собою, не хуже своего мужа и братьев».
И, конечно же, дагестанки, которые исповедовали Ислам, знали такие хадисы Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), посвящённые женщинам, как они должны жить и одеваться, как, например, в Раю люди будут искать Господнего присутствия, а Аллах удостоит особой чести тех женщин, которые соблюдали нормы одежды мусульманки в земной жизни (хиджаб). Женщина, носящая просвечивающую одежду, или возбуждающую желание у мужчин, а также женщина без хиджаба на публике, злоупотребляющая косметикой, понесут ответственность в Судный день.
И хотя традиционная женская одежда и украшения народов Северного Кавказа и Дагестана и без пальто достаточно подчеркивала красоту и достоинство женщины, лозунги «Долой чохту» и «Пальто-горянке» были столь же популярны, как лозунги «Да здравствует Ленин!» и «Слава КПСС».
Конечно, каждая эпоха сформировывала свои общественные идеалы, в том числе и идеал женщины. Само общество как бы предлагало социальный заказ на определённый тип женщины, отвечающей потребностям данного общества: добродетельная и благочестивая затворница времён средневековья, гордая, неприступная красавица времен рыцарства, расчётливая и домовитая хозяюшка времен раннего бюргерства, передовая доярка, бригадир, общественница времен социализма и т.п. В каждой стране, разумеется, этот общий идеал окрашивался в свои тона с учётом национальной психологии, бытующих традиций и обычаев, религиозной принадлежности.
Но, предложив один общий универсальный идеал женщины, без учета национальной специфики, психологии, прошлой истории, традиций, советское общество совершило ошибку.
Ведь не секрет, что женщины при всей общности чисто женских черт имеют и множество различий, обусловленных их историческим прошлым, религией, традициями и обычаями. И то, что предписывается как норма поведения для женщин в одних странах, выглядит порою, по меньшей мере, странным для других.
Так, дагестанская женщина традиционно не отлучалась из дому, не находилась в присутствии посторонних мужчин, а если и было такое, то при острой необходимости или же по особым праздникам, она была более застенчива, сдержанна и т.д. Для достижения того уровня, который требовался Советской власти, нужен был огромный рывок и в женском сознании, и в сознании окружающих. Да и нужен ли был этот рывок вообще?
Мадина Сагирова
Материалы по теме: