Одна из ночей благословенного месяца Рамазан, время перед рассветом.
Я в кухне, одна. Какой-то шум издался со стороны окна, я оглянулась и увидела бескрайнее тёмное небо, стало немного страшновато. Хотелось подойти к окну, но не хватило смелости. Чаще всего, в ночное время суток, когда я одна и все спят, я вспоминаю о смерти. Так и в этот раз, страх смерти охватил меня настолько, что я ждала её откуда угодно, в том числе и из окна.
«Что, если смерть смотрит на меня? Что, если настало время моей смерти?» - подумала я. Теперь, уже поглощённая этими мыслями, я стала с ещё большим волнением поглядывать и на окна в зале. С какой стороны ожидать её? Придёт ли она с окна, войдёт ли через дверь? Готова ли я к встрече с ангелом смерти Израилом (мир ему) и в каком облике он явится ко мне? Все эти вопросы кружились в моей голове, и вместе с этим необъяснимый страх заставил меня как можно быстрее вернуться в свою комнату. Понимая, что от смерти не убежишь, будь ты в своей комнате или в другой, да и вообще, будь ты где угодно, я принялась за мольбу. Прошу Всевышнего Аллаха взглянуть на меня с милостью и сделать мой конец счастливым. Но чувство волнения не покидало меня, но почему же?
Почему человек боится смерти?
Не потому ли, что полна грехов его жизнь? В Исламе четко оговаривается, что запретно, а что дозволено, но, тем не менее, для одного мусульманина, к примеру, произнести плохое слово не приемлемо, так как это запретно, а для другого не представляется возможным общение без употребления этаких слов-паразитов. А если сделаешь замечание такому человеку, так тот ответит: «не будь святым!», но при чем тут святость? Так можно провести много параллелей, но суть в том, что тому, кто был «святым», а именно тому, кто остерегался запретного, будет намного легче давать отчет перед Всевышним уже в следующей жизни, которая, кстати, не за горами, а где-то рядом. Таким образом, остерегаясь в своей жизни запретного ради Всевышнего Аллаха, мы понимаем, что нам будет легче в последующей жизни, и это понимание делает наш страх перед смертью немного меньше. Стать послушным рабом Аллаха - это дело не пяти минут, но для этого нам и дана жизнь, чтобы мы поклонялись Аллаху и совершенствовали свой нрав и поклонение до самой своей смерти.
Страх смерти заставляет задуматься о самой её сути
Что такое смерть: встреча с Создателем? Допрос ангелов Мункара и Накира (ангелы, учиняющие допрос в могиле умершего)? Темная и холодная могила? А может, ещё что-то из того, чего мы даже не знаем и представления не имеем?
Готовы ли мы к встрече с Аллахом, удостоимся ли мы её? Как часто в нашей жизни мы помним об этой встрече? Вспоминаем изредка, или же не забываем никогда? Не всякий может удостоиться этой встречи, но пока мы живы, у нас есть возможность стать любимым рабом Аллаха, искренне возлюбив Его любимца Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), и совершенствуя свой нрав, следуя его примеру.
Что касается допроса ангелов Мункара и Накира, то и здесь Всевышний Аллах даёт нам время для того, чтобы мы могли подготовиться к их допросу. Есть основы религии, которые обязан знать каждый совершеннолетний мусульманин, и мы либо находим время и изучаем этот минимум, либо не находим и оказываемся абсолютно неподготовленными к допросу.
Что касается холодной и темной могилы: конечно, могила это не наша теплая и уютная постель, и если представить себе весь процесс похоронного обряда, начиная с омовения тела и до захоронения в могиле, то определённые чувства возникнут непременно у каждого из нас. Естественно, что здравомыслящий человек будет отдаляться от запретного и стараться совершать больше благих поступков, чтобы пополнить свой багаж благодеяниями, а не вовсе грехами. Именно такой результат дает искреннее поминание смерти.
«Достоверно, что в могиле неверного (по другой версии, грешника) подвергнут каре, а праведного одарят благами. Могила бывает или садом из садов Рая, или ямой из ям Ада. Могила праведника освещается и расширяется настолько, насколько охватывает взор. Могила неверующего и грешника становится мрачной и тесной».
Значит, пока мы живы, есть ещё шанс сделать свою могилу просторной и благоуханной. А каким образом? Остерегаться всего запретного и совершенствоваться в поклонении Всевышнему. Но только тот, кто по-настоящему желает для себя добра в мире будущем, способен менять себя и свою жизнь в угоду Всевышнего Аллаха.
Может, мы встретимся с Пророком (мир ему и благословение Аллаха)?
Ещё одна из причин, утешающих меня при мысли о смерти, это то, что Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) уже покинул этот мир, и ещё его покинули многие из тех, кто дорог нашему сердцу. И нам стоит постараться соблюсти все обязанности и остеречься от всего запретного в этой жизни, чтобы после смерти (ахирате) встретиться с Пророком (мир ему и благословение Аллаха) и праведными людьми. И конечно же, самое главное оружие мусульман – это дуа, мы можем просить у Аллаха всего, чего пожелаем в рамках дозволенного Самим Всевышним. Мы просим Аллаха сделать наш конец счастливым, наставить нас на истинный путь, защитить нас от могильных мук и от огня ада. Аминь.