Женщина в Исламе освещается особым светом, оберегается её честь, и религия настаивает на требовательном отношении к её внешнему виду вне стен дома. Если открыть главу любой исламской книги о покрывале, то, несомненно, что она будет посвящена слабому полу. Хотя понятие 'аврат присуще ведь не только женщинам...
Сегодня одежда как женская, так и мужская, оставляет желать лучшего. "Бесовые одёжи" стали нормой, модой и даже неизбежностью. Увы, иногда приходится сталкиваться с перегибами в так называемой "исламской моде", которую разрабатывают мусульманские дизайнеры для наших сестер. Конечно, желание и необходимость не отставать от мира берёт своё. Однако не каждый их труд способствует усилению скромности и стыдливости мусульманской женщины, скорее наоборот, раскрепощению в исламском стиле - вот суть всей модной погони. Анализируя красивую дизайнерскую модель, легко увидеть, что на самом деле она предназначена подчеркнуть, создать стиль и выделить обладательницу "покрывала", несмотря на, казалось бы, полное сокрытие самого тела от посторонних глаз. Такой скользкий обман бдительности верующих, да и самих дизайнеров, наверное, никак не оправдает благое намерение. Что ни говорите, но явное оно и есть явное. Мусульманки ведутся на ультрамодные хиджабы со всякими аксессуарами, браслетами, ремешками, тогда как религия строго-настрого запрещает выделяться, говоря "...и пусть не бьют своими ногами так, чтобы узнавали, какие они скрывают украшения" (Сура "Нур", 31 аят).
Что же стало с нашими сёстрами, которые игнорируют этот аят Корана и всё же надевают эти браслеты даже не под рукавом, а уже поверх рукавов своих дизайнерских хиджабов?
Но вернёмся к мужчинам, о внешнем виде которых говорят гораздо меньше и ограничиваются наличием бороды и, где-то, длиной брюк. Исламские дизайнеры особо не ломают голову над покрывалом мусульманских мужчин. Видимо, это из-за их неприхотливости или достаточного наличия приемлемой одежды для них в обычных магазинах. Как бы ни было, покрыться достойным покрывалом всегда возможно, было бы желание. Однако проблема в ином - в отсутствии понимания адаба нашими братьями и сёстрами. Что такое адаб? Это тот инструмент, благодаря чему сохраняются ценности, культура, достоинство и уважение в обществе людей. Но адаб никогда не будет совершенен без присутствия скромности и стыдливости. Это невозможно. Так, одежда - это первое, на что обращается внимание, более того, она определяет и поведение своего носителя. Мужчина в обтягивающих джинсах не может излучать скромность и даже создать хотя бы видимость скромной походки на улице. Волей-неволей, его манеры станут соответствовать его внешнему виду, но никак не наоборот. Это знают все. Как и женщина в ярком хиджабе со стразами, с браслетами к нему, с накрашенным лицом никого не сможет убедить, что она старается остаться незамеченной, неброской, как того желает Ислам. Но хочется сделать примечание - никто не говорит, что женщина должна надеть чёрный или серый мешок и выглядеть соответственно, вовсе нет. Просто надо осознать, что есть золотая середина в Исламе. Если мешок - одна крайность, а некоторые (не все, конечно) кричащие дизайнерские решения - другая, то стоит быть честной со своей верой, своими стремлениями и выбрать между этими двумя ту самую золотую середину, которая подчеркнёт не стиль, а достоинство, хороший вкус и качество, чего и желает видеть Аллах в своих рабах, как Свою милость, оказанную им.
Излюбленные потёртые модные джинсы ведь не последний товар на рынке потребителей для наших братьев. Надевая их из-за привычки, удобства или практичности, не остаётся места для подлинного адаба, который требует силу воли, самовоспитания и главное - самопожертвования (предпочитая адаб удобству и самовыражению) во благо сохранения более высоких ценностей. Кто бы, что бы ни говорил, но Ислам не сможет быть совершенным у верующего без соблюдения адаба. И это большой труд. Выбором правильной одежды корректируется поведение верующего. Вместо неприлично узких джинсов можно предпочесть классические джинсы или брюки. Со вкусом, без пафоса, броскости, вульгарности можно подобрать хороший гардероб и выходить на люди в подобающей достойного мусульманина одежде. Было бы желание... Выше говорилось о крайностях в женской одежде, но существует эта крайность в предпочтении одежды и мужчинами. Одна из них - всё те же зауженные и слишком низко сидящие джинсы, а другая - попытка выглядеть "по сунне". Одеваться по сунне – значит, обязательно носить короткие брюки и чуждую нашей местности одежду?! Сунна ведь не копирование внешности, а приближение, во-первых, духовно к образу Пророка (мир ему и благословение), во-вторых, это суть его действий, а не стиль одежды его времен, смысл, заключённый в желательности того или иного действия. Вот приводится такой случай по этому поводу: Аль-Хусайн Абдурахман рассказывал: "Зубайд аль-Йами носил бурнус (плащ с капюшоном), и я слышал, как Ибрахим упрекал его за это. Я тогда спросил у него: "Ведь люди ранее одевали его?" - "Верно. Но давно прошло то время, когда это носили, и кто-либо надевший это сегодня - выделит себя, из-за чего на него станут показывать пальцами"(Аль Хусайн Абдурахмана. См. св. х.: Ибн Абу Шейба [5/205]). Ибрахим аль Нахаи, известный авторитетнейший учёный упрекает Зубайда аль Йами за его решение носить одежду, которую уже никто не носит. И хотя в своё благословенное время бурнус был весьма распространён, то теперь стал не свойственен среде и обществу, в котором он находился.
А в книге «Гызауль альбаб» ас Сафарини упоминает примечательный случай об имаме Ахмаде, который, увидев человека в плаще с перемежающимися белыми и чёрными [цветами], сказал ему: «Это не запрещено, но сними это и одень то, что носят в твоём городе. Я не упрекнул бы тебя, если бы ты так оделся в Мекке или в Медине». Из этого следует, что, скажем, пакистанский стиль одежды, которую предпочитают некоторые наши братья, мотивируя следованием сунне, совсем наоборот, может стать причиной отторжения их обществом.
Ведь выделиться и обратить на себя внимание можно не только богатым и дорогим пошивом своего гардероба, но и, как ни странно, недорогой и скудной одеждой с целью демонстрировать свой аскетизм и благочестие. И если таково реальное намерение и цель человека в выборе своей одежды, то пусть знает, что «бахвалящийся тем, чего лишен, подобен носящему одеяния лжи» (аль Бухари [3/263], Абу Давуд [4997], ан Насаи [«Аль кубра»: 11/255]).
А слово "бахвалящийся" действительно может иметь место, так как трудно поверить в то, что внешний вид сделает человека самым богобоязненным, тогда как тот не усвоил ещё даже адаба. Сюда же относится также одежда, которая не соответствует времени и месту, о чем было сказано выше. Это же касается и женщин, считающих особой гордостью носить чёрный никаб в местности, для которой подобное одеяние абсолютно не свойственно.
Покрывало – очень важный элемент в жизни человека. В каких бы землях он не находился, верующий должен помнить прежде всего об исламском адабе, стерегущем его достоинство, чутко сочетая его с культурой того народа, среди которого он проживает. В мусульманской личности гармония должна быть во всём. Это и делает её благородной и естественной. Помните о золотой середине и о том, что адаб - зеркало нашей религии, подобно тому, как одежда - показатель достоинства её обладателя!