Многие помнят кукол из детства, которые говорили только «мама», «папа». Дети, выросшие на куклах героини нашего интервью, слушают из уст своей куклы суры Корана. Зовут такую куклу символично: «Муслима» – мусульманка.
Кукла – продукт производства энергичной Марьям Шариповой, которая много лет назад, решив показать своей дочке красоту хиджаба, создала своих первых кукол-мусульманок.
Она одела кукол своей дочери в собственноручно сшитый хиджаб – платок и длинное платье, закрывающее всё тело, кроме кистей рук. А сегодня хиджабы для кукол «Муслима» шьёт крупная российская фабрика, их покупают семьи со всего мира, куклы читают Коран, учат намазу и говорят на национальных дагестанских языках.
- Марьям, расскажи, пожалуйста, какие были куклы в твоём детстве, какие тебе запомнились?
- Я дитя 90-х годов, в моём детстве кукол было очень мало, может быть, поэтому я ещё не наигралась ими, и моё дело мне очень нравится. Мне больше запомнились куклы уже моей дочери и племяшек.
- А какие куклы были у твоей дочери?
- Ну, это стандартно была «Барби». И, скорее всего, именно эта кукла стала для меня поводом найти способ привить ребёнку любовь к хиджабу. Потому что дочка у меня одна, и как бы я ни старалась быть и мамой, и другом, кукла для ребёнка – это ещё и подружка.
Я понимала, что её кукла прививает ей любовь к совсем не мусульманской одежде. И я начала в игровой форме одевать эту куколку в хиджаб. Так всё и началось. И вот результат, которого мы сегодня, аль-х'амду ли-Лляһ, достигли.
Марьям – Муслима
Этот факт известен только близким людям самой известной производительницы кукол-мусульманок, но у Марьям есть профессиональное исламское образование. Она училась в исламском вузе, окончила его. По профессии Марьям теолог и какое-то время вела исламские предметы в медресе.
- Марьям, расскажи, как в жизни тебе пригодилось твоё религиозное образование?
- Для любой мусульманки важно иметь религиозное образование. Мы ведь воспитываем детей, кормим мужей, мотивируем их. Если у мусульманки есть религиозные знания, для друзей, родителей, сестёр, для всех, кто её окружает, она будет не слабым полом, а сильным потолком, как называет нас наш шейх Ахмад Афанди.
Соблюдающая Ислам женщина может принести много пользы обществу. Каждый день в моей жизни мне помогает религиозная подготовка: начинать день и каждое своё дело с «бисми Лляһ»; правильно делать намерение, так, чтобы каждый день был насыщен добрыми, полезными делами; одевать своих кукол, поворачиваясь к кибле… Когда знания есть, ты стараешься следовать этим знаниям, когда их нет, то, соответственно, им и не следуешь.
– Твой муж – Джалал Гусейнов, один из создателей радио «Ватан», редкий профессионал медиа-производства. Напомню читателям: всё, что относится к звуковому оформлению на радио «Ватан» – его разработка. Как он помогает в твоей работе по созданию мусульманских кукол?
- Он помогает с самого 2010 года. Тогда я только одевала кукол моей девочки в хиджабы, и он спросил: «А почему ты не начнёшь делать это на продажу?», я сказала: «Кто будет брать “Барби”, на которых я одела хиджаб?» Он ответил: «Зря ты так думаешь». Он – дальновидный, мудрый человек.
Его идея отложилась в моей голове, прошло ещё несколько лет… Я понимала, что сложно воспитывать ребёнка в духе Ислама, если не начать с раннего детства, и поэтому моя девочка с двух с половиной лет носила хиджаб. И как-то она попросила у меня: «А можно я буду одеваться, как Винкс – сниму хиджаб, сделаю вот такие хвостики, как у них, и надену такие шортики?» Они как раз в то время и появились, эти мультики. Это стало для меня звоночком. Я ей говорю: «Посмотри, мамина, ты родилась на этот свет для чего-то большего, для чего-то хорошего, давай мы эти мультики смотреть не будем».
Когда я уже начала делать куклы, сначала это были просто куколки в платочках. Многие наши знакомые, наверное, вспомнят тех первых кукол. Потом мне захотелось сделать звук, чтобы мои куклы говорили. И я обратилась к своему мужу, он – профессиональный звукорежиссёр, один из лучших, хорошо знает свою работу.
Мы долго думали, как осуществить нашу идею. Я ему говорила: «Всевышний ведь не зря нас, таких разных людей, соединил вместе, у меня религиозные знания – у тебя знания о медиа-производстве». В итоге у нас получилось, наши куклы заговорили разными голосами и на разных языках. На сегодня куклу «Муслима» заказывают у нас люди со всего мира.
- Расскажи, пожалуйста, какую-нибудь историю, связанную с производством твоих кукол.
- Таких историй немало, и при мысли о них у меня всегда наворачиваются слёзы на глаза. Ну, вот один случай приведу. В некоторых регионах Кавказа очень часто после развода отец и его родня отбирают детей у матери. Это очень больная тема для многих. Молодая женщина, мусульманка из соседнего региона – в данный момент она живёт за границей – развелась с мужем, он отнял у неё маленьких детей, и она много лет не могла их даже увидеть.
Она попросила у меня: «Сестра, я очень хочу, чтобы мои дети слышали мой голос, хотя бы через куклу». Мы записали куклу с именной опцией – её голосом. Голос мы чуточку изменили в специальной программе, но, в принципе, это был её голос, он сохранил свой тембр и интонации, просто стал немного мультяшным.
Знакомые той женщины смогли передать куклу её родным детям, им пришлось скрыть, что это голос их матери. Дети не видели маму несколько лет, и теперь они каждый раз, прижимая к сердцу эту куклу, засыпают со звуками голоса своей родной мамы. Ну, как не радоваться этому? Мы хотя бы немножечко восстановили ту связь между матерью и детьми, которую разорвали люди. Я и сейчас не могу сдержать слёзы, каждый раз плачу, вспоминая такие истории. (Пауза)
Я сама мама, мне сложно даже представить себе такую ситуацию. Я пропустила эту историю через себя. Много таких случаев было.
Были случаи, когда девочке подарили нашу куклу – и она надела хиджаб, начала ходить в мечеть, учиться там. Одна покупательница поделилась, что с того дня, как в её доме появилась кукла «Муслима», её семья начала соблюдать Ислам. Не знаю, что за чудо она сотворила со взрослыми людьми.
Отцы покупают эти куклы не только своим дочкам, но и своим жёнам, чтобы они обучались намазу. 80% моих клиентов – это мужчины: папы, дяди, дедушки. Аль-Х'амду ли-Лляһ, это не просто игрушка для детей.
Иногда у меня спрашивают: «А почему кукла стоит дорого?» Я объясняю, что относительно качества куклы, ценности, которую она несёт, это невысокая цена. Это не Китай, это отечественное производство.
В куклах не содержатся вредные для организма вещества, как во многих игрушках, они сертифицированы, у детей не будет никакой аллергии. Платья и хиджабы для этих кукол сейчас отшивает российская фабрика, и директор, хотя и немусульманин, теперь со мной здоровается так: «Ассаламу алейкум» (смеётся).
Ведь люди покупают игрушки детям в большом количестве, любую полуголую куклу покупают за полторы-две тысячи рублей. Ходят в развлекательные клубы, где под оглушающую музыку танцуют с детьми и платят за это большие деньги. А куклы «Муслима» даже для внуков будут представлять ценность. В этой кукле можно просто заменить батарейку, и она продолжит служить вам.
Стольких людей эта кукла обучила произносить «бисми Лляh», совершать намаз! У нас в регионе много мечетей, хвала Аллаху, а для тех, кто живёт в других регионах и за границей, какую большую ценность она несёт! Очень важно обращать пристальное внимание на то, с чем играют ваши дети.
Кукла «Муслима» родом из Дагестана.
Недавно у кукол «Муслима» появилась новая опция – они начали говорить на национальных дагестанских языках. Марьям привлекает к работе носительниц национальных языков, и они на родных языках озвучивают тексты, которыми говорят куклы. Есть куклы-аварки, табасаранки, лачки и т. д.
- Почему ты решила озвучивать кукол на национальных языках?
- Каждая народность хочет сохранить свой язык, чтобы дети говорили на родном наречии. К сожалению, всё труднее найти человека, который хорошо знает свой родной язык. Но мне удаётся. Я даже нашла чеченку, которая на чистом литературном чеченском языке озвучила нашу «Муслиму»-чеченку.
- Марьям, не посещают ли тебя мысли о переезде туда, где ты имела бы больше возможностей для развития себя и своего бренда?
- Я настоящая патриотка Дагестана, безумно его люблю, я из традиционной аварской семьи, нам с детства прививали адаб – адаб к родине, к семье, к мужу, и это всё – мой Дагестан. Как-то спросила близкого человека, который переехал за границу: «Как ты смог оставить эту землю?»
Даже на святых землях Мекки и Медины, откуда всем мусульманам трудно уезжать, я всё равно хотела домой, в Дагестан. Когда мы приземлились, если бы не муж, который меня одёргивал, я бы поцеловала дагестанскую землю (смеётся). Вот так сильно я люблю Дагестан.
- Муж у тебя из Южного Дагестана, он агулец, ты из Северного, есть разность в менталитетах?
- Вообще-то, я считаю, нельзя разделять людей по национальному признаку, это не по Исламу. У меня много друзей разных национальностей. И мои куклы помогают им лучше понять Дагестан, Ислам.
Мы с мужем часто путешествуем, я беру с собой кукол, показываю их в разных уголках нашей страны и за границей и с гордостью говорю: «Это сделано в Дагестане». У нас, в Дагестане, много умных, интересных, грамотных, талантливых людей, и я хочу, чтобы все об этом знали.
- Мы живём в такое время, когда все стали настолько предприимчивы, что вмиг готовы начать бизнес, и если какой-то человек начал что-то предпринимать, его сосед тут же начнёт делать то же самое, и ещё в большем количестве, чтобы обогнать. Ну вот такое конкурентное у нас время. За все эти годы мы не увидели у куклы «Муслима» соперниц, почему?
- В нашем регионе их нет, где-то в Казахстане я видела, и в Казани девушка делает что-то подобное на родном языке. Почему? Потому что в этом деле много чудес, я так считаю.
Я явно вижу в этом баракат Всевышнего, Он ведёт меня в каждом шаге, сводит с нужными людьми, посылает мне связи, которые открываются по всему миру. Это удивительно.
Мы с моим супругом начинали это дело ради довольства Аллаха, и каждый день мы думаем о том, как наполнить этот день пользой для людей. Все девять лет, сколько занимаюсь этим делом, я не считаю, сколько заработала, ни разу не посчитала – сколько составила моя выручка.
Я не зациклена на деньгах, получаю удовольствие от процесса, и от того, сколько пользы я приношу своим делом людям. Каждый день, утром и перед сном, я делаю намерение – быть полезной.
Я не просто продаю куклы, я дружу со своими покупателями, мы общаемся, я поддерживаю их, в каких-то случаях становлюсь для них психологом (смеётся). С учётом их пожеланий меняются и мои куклы. Мы развиваемся вместе.
- Какая у тебя цель на сегодняшний день?
- Для меня главное – качественно, в довольстве Всевышнего прожить эту жизнь, не вредить, не приносить никому боль. По максимуму отдать то хорошее, что во мне есть.
Беседовала Айша Тухаева