И я проснулась счастливой

1 Март 2022
3217

«Для меня это символ порядочности, скромности, чистоты, праведности, это действительно то, что дарует уважение и свободу…»

Так ощущают себя мусульманки в платках. Это драгоценность, которую они обрели и с которой ни за что не хотели бы расстаться.

Мы попросили рассказать о хиджабе девушек, которые успешны в науке, общественной и политической жизни нашей республики и вместе с тем успешны как мусульманки, выполняющие веление Всевышнего.

Айшат Хабибова, руководитель пресс-службы Минобрнауки РД: «Хиджаб для меня – это скорее образ жизни, а не просто платок. Всю свою сознательную жизнь хотела покрыться, но не все могут противопоставить себя внешним обстоятельствам и вывести на первое место свою любовь к Всевышнему и поклонение, и я не могла.

Это продолжалось больше 15 лет. Борьба с собой отнимала у меня огромные силы, я чувствовала постоянное внутреннее сопротивление, за это время я набрала лишний вес, это была своего рода защита от внешнего мира. Я страшно боялась умереть непокрытой, боялась утром не проснуться и часто чувствовала себя виноватой. Сейчас с грустью вспоминаю то своё состояние.

Конец моей "безхиджабной" истории пришёл 3 декабря 2019 года, когда я проснулась в счастливом настроении, потому что во сне видела себя покрытой, и вокруг всё было светло и радостно от моего хиджаба. Для меня это был знак, возможно, это разыгралось моё подсознание, но тот сон мне помог, придал уверенности, что всё будет хорошо. В 9 утра я пошла и купила себе два костюма в магазине мусульманской одежды.

С тех пор для меня изменился весь мир – все проблемы, страхи, разочарования по воле Всевышнего исчезли. Я очень благодарна своей семье, родным, коллегам за их поддержку, они приняли моё решение, я знаю, это далось им нелегко, но я ещё больше полюбила их за это. И когда некоторые знакомые говорят: "Да ты ещё снимешь платок", я только улыбаюсь. Откуда им знать, как дорого он мне достался».

Амина Халилова, РЛИ «Центр одарённых детей»: «Для меня платок – это чувство глубокого комфорта, ощущение защищённости, состояние самодостаточности. Мой платок поддерживают окружающие меня люди, муж, подруги, а среди них есть и покрытые и не покрытые девушки.

На работе мой платок воспринимается замечательно. За всё время я не встречалась с трудностями в работе. Мой платок часто становился подспорьем, вызывал определённое доверие, желание помочь...»

Альфия, госслужащий: «Мне было 19 лет, когда я начала носить платок и одежду, соответствующую шариату. К тому времени я уже три года читала намаз. Я выросла в городе, в нерелигиозной семье. Мои родители хотели, чтобы я получила образование историка-востоковеда и к моему увлечению Исламом относились как к сопутствующему моменту в обучении восточной философии и истории. В то же самое время в переводе смысла аятов Корана я впервые прочла о том, что покрывание головы и плеч широким покрывалом является обязательным для женщин.

Надеть соответствующую мусульманке одежду было сложным решением. Родители воспитывали в нас сдержанность и скромность, но одежду мы всё-таки носили, скажем так, европейскую, и в этом не было никаких ограничений. Я "закрывалась" долго: сначала это была одежда с длинным рукавом, потом стали длиннее юбки, и только через полгода я решилась полностью скрыть волосы платком.

Мои подруги разделяли мои взгляды, у них я находила поддержку. Я и мои сокурсницы, которые тоже надели платок, вызывали у окружающих интерес и разные предположения. Кто-то думал, что это желание привлечь к себе внимание, кто-то считал, что мы попали в секту, кто-то говорил: “Этот "маскарад" недолго продлится”.

С тех пор прошло 23 года, и я ни разу не пожалела о принятом решении. В хиджабе я свободнее, я лучше думаю о людях, у меня гораздо меньше оснований опасаться окружающих мужчин. Я окончила с отличием университет, аспирантуру, работала преподавателем, освоила профессию редактора, и никогда платок не мешал моей учёбе или профессиональной деятельности.

В хиджабе я прожила больше, чем без него, поэтому для меня это просто и естественно.

У одежды есть разные функции, в случае с платком она сигнальная. Мусульманка издалека сообщает о своём мировоззрении, об определённых религиозных устоях, соблюдаемых ею. И это облегчает ей жизнь».

Марьям, госслужащий: «Когда мне было 18 лет, я начала более осознано рассуждать о своей религии. Выявила в себе минусы, одним из которых было то, что я не покрыта. Чем чаще я обращалась к Богу, тем сильнее ощущала какую-то неполноценность, выходя на улицу без платка. Это и стало отправной точкой для принятия решения.

Сейчас, уже в платке, этого ощущения нехватки, неполноценности нет, хотя, конечно, я не считаю себя идеальной мусульманкой. Но я чувствую внутренний комфорт, исчезла скованность.

Уже три года ношу платок и не представляю себя в другом обличии. Не скажу, что ритм жизни для меня сильно поменялся. Изменения происходили внутри меня, в моём мироощущении. Сейчас оно более гармонично, чем в тот период, когда платок я ещё не носила».

 

***

Для мусульманок самым важным является повеление Всевышнего в Коране:

يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ قُل لِّأَزْوَاجِكَ وَبَنَاتِكَ وَنِسَاء الْمُؤْمِنِينَ يُدْنِينَ عَلَيْهِنَّ مِن جَلَابِيبِهِنَّ ذَلِكَ أَدْنَى أَن يُعْرَفْنَ فَلَا يُؤْذَيْنَ

(смысл): «О Пророк! Скажи своим жёнам, своим дочерям и остальным верующим женщинам, чтобы они опускали на себя широкие покрывала (которые скрывают их). Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям. Аллах — Прощающий, Милосердный». («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Ахзаб: 59)

В этом аяте используется слово «джильбаб» (мн. ч. – джалябиб), оно имеет несколько толкований:

 

а) от Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) передано, что это верхняя одежда, закрывающая всё тело с головы до ног;

б) по мнению Ибн Джубайра и некоторых других учёных, это слово является синонимом слов «мильхафа» и «микнаа», которые означают покрывало, закрывающее всё тело, в том числе лицо.

Иными словами, речь идёт о женской одежде, которую мы сегодня знаем под названием «хиджаб». Учёные предъявляют к мусульманской женской одежде ряд требований:

 

а) она должна закрывать всё тело от головы до кончиков пальцев ног;

Насчёт того, каким образом закрывать лицо, кисти рук и ступни у учёных-богословов имеются​ разные точки зрения.

б) она должна быть настолько широкой, чтобы не проступали очертания тела;

в) она не должна быть прозрачной;

г) она не должна привлекать внимания к женщине.

Не имеет значения название одежды – чаршаф, абая, джильбаб, хиджаб, парда и т. п. –главное, чтобы она соответствовала указанным условиям.

 

***

«Ты ведь веришь в Бога, а хиджаб – это часть твоей веры», – как-то я услышала такие слова, которые совершенно точно описывают одетую в хиджаб мусульманку – она верует в Бога. И требуется немало сил, веры и ума, чтобы понимать себя, чутко относиться к голосу своей веры и защищать его.

Халима Аден после ухода с подиума описывала роковую фотосессию для American Eagle, которая и стала последней и на которой ей на голову напялили джинсы вместо платка: «Я вернулась в свой номер в отеле и долго рыдала после этой съёмки, потому что в глубине души понимала – это не я. Почему я позволила им надеть джинсы себе на голову?.. Я была слишком напугана, чтобы говорить об этом».

Испытав ужас, беспомощность и отвращение, она поняла, что она мусульманка в платке, согласившись на некоторое к нему пренебрежение, в ответ получила уже огромное пренебрежение к собственному достоинству. Уйдя из мира моды, она получила свободу – свободу носить тот платок, который присущ мусульманкам, с достаточной шириной одежды и её непрозрачностью, и возможность вовремя совершать намаз.

Ни в одной религии мира не написано, что, ослушиваясь Бога, мы делаем что-то замечательное, благое, созидательное. Всё в религии максимально просто: ты веришь в Бога – ты слушаешься Бога, а всё остальное, как мудро сказала одна из наших героинь – лишь оправдания.

Айша Тухаева

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.