Немцы хотят ассимиляцию, а турки интеграцию

22 Апрель 2010
676

Турция требует открыть в Германии школы с обучением на турецком языке

Немцы хотят ассимиляцию, а турки интеграциюКонец марта выдался весьма непростым для германо-турецких отношений. На самом высоком уровне разгорелась острая дискуссия по вопросу об учреждении в ФРГ школ с преподаванием на турецком языке для выходцев из Турции. Стороны заняли прямо противоположные позиции. Спор возник буквально накануне визита Ангелы Меркель в Турцию и, судя по всему, не случайно: с помощью турецких школ в Германии Анкара надеется подтолкнуть слишком уж вялотекущий и готовый вконец застопориться процесс интеграции в ЕС. Собственно о детях и их интересах в этой ситуации никто и не думал.

Турецкий премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган уже не в первый раз выдвигает идею о создании в ФРГ школ с обучением на турецком языке. Он высказал ее еще в 2008 году, выступая в Кельне перед членами турецкой общины. Премьер даже выразил готовность отправить в ФРГ турецких учителей. Инициатива не вызвала особого понимания и осталась без последствий. Но Эрдоган о ней не забыл и вновь вернулся к данному вопросу в интервью авторитетному немецкому изданию Zeit накануне визита Ангелы Меркель в Турцию. Свою настойчивость он объяснил отеческой заботой о почти трех миллионах выходцах из Турции, которые составляют самую большую диаспору в Германии.

Логика Эрдогана проста: раз в Турции есть немецкие школы, где преподавание ведется на немецком языке, то в Германии должны быть турецкие школы с обучением на турецком. Свое требование Эрдоган обосновал языковыми сложностями, с которыми сталкиваются проживающие в Германии турки, дав понять, что власти Германии несут за это свою долю ответственности. "Здесь, в Германии, еще не совсем прочувствовали дух нашего времени. Прежде всего, человек должен хорошо владеть родным языком, то есть турецким, но к сожалению такое происходит все реже", - подытожил Эрдоган.

Предложение турецкого премьера вызвало резкую отповедь немецких политиков - как представителей правящих партий, так и членов оппозиции, проявивших в данном вопросе редкостное единодушие. Чтобы не перечислять имена политиков и общественных деятелей, в том числе турецкого происхождения, скажем лишь, что их доводы суммируются в одном: появление в Германии школ с преподаванием на турецком языке будет мешать процессу интеграции выходцев из Турции в немецкое общество. Вместо интеграции это приведет к обособлению и осложнит и без того непростое положение мигрантов. Ангела Меркель заявила, что не видит смысла в предложении Эрдогана.

Эрдоган пошел на обострение: буквально за день до намеченного на 29 марта визита канцлера ФРГ в Анкару он, находясь в Ливии, заявил журналистам, что Меркель, очевидно, просто ненавидит Турцию, раз отказывается открывать на территории Германии турецкие школы. История стала активно муссироваться в турецких СМИ, которые отмечали, что скандал грозит серьезно осложнить предстоящие переговоры. Обстановка действительно сложилась нездоровая.

Между тем, в ходе двухдневного визита Меркель планировала обсудить куда более важные вопросы, чем эта школьная нелепица: дальнейшие пути сближения Анкары и Брюсселя, альтернативные вступлению Турции в Евросоюз, положение в ближневосточном регионе с учетом событий, происходящих в Иране и Израиле, урегулирование турецко-кипрского конфликта, признание Турцией геноцида армян и примирения между армянами и турками. Кроме того, в ходе визита планировалось обсудить открытие немецко-турецкого университета в Стамбуле. Вероятно, поэтому Меркель в свойственной ей манере постаралась, прилетев в Анкару, сгладить острые углы. После переговоров с Эрдоганом канцлер заявила, что согласна с предложением открыть турецкие школы в Германии.

"Поскольку Германия имеет свои школы в других странах, вполне естественно, что Турция может иметь свои школы в Германии", - отметила Меркель, однако поспешила добавить, что это ни в коем случае не должно превратиться в отговорку для школьников турецкого происхождения, не желающих учить немецкий язык. Меркель еще раз обратила внимание, что человек не может жить в Германии без немецкого языка. В целом, по мнению канцлера, в случаях с турецкими школами итогом обучения должно стать двуязычие. Наконец канцлер развеяла опасения турецкого премьера, сказав, что ни о какой беспокоящей его ассимиляции турок в Германии речи не идет, а всего лишь об интеграции.

По материалам lenta.ru

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.