Ракааты и позы намаза

17 Декабрь 2013
25441

Основную структурную единицу намаза, его повторяющуюся часть (цикл) называют «ракаат». Каждый намаз имеет определённое количество ракаатов. Утренний намаз состоит из двух ракаатов, обеденный, послеобеденный и ночной – из четырёх, а вечерний – из трёх.

При совершении ракаатов намаза человек принимает различные положения тела (позы), каждая из которых оказывает свое особое воздействие на духовное и физическое состояние молящегося. Рассмотрим эти позы с кратким описанием благотворных воздействий на физиологию организма человека.

Поза 1: Кийаам - стояние выпрямившись

Одним из условий произношения вступительного такбира при намазе является стояние, выпрямившись (кроме тех случаев, когда разрешается не стоять). Стоять нужно, распределив вес тела равномерно на обе ноги, при этом верхние и нижние мышцы спины расслаблены, взгляд направлен  на точку совершения земного поклона, внимание сосредоточено на мысли о намазе.

В этой позе читают суру «Аль-Фатиха».

Благотворное воздействие этой позы: Увеличивает сосредоточенность, развивает смирение, скромность и набожность. Сура «Аль-Фатиха» включают практически все звуки арабского языка, правильное чтение её способствует стимулированию сердца, щитовидной железы, гипофиза, надпочечника и легких, очищая и усиливая их.

Поза 2: Руку’  -  поясной поклон

Поясной поклон нужно совершать так, чтобы ладони обеих рук достигли чашки колен. При этом спина, шея и голова находятся на одной прямой, параллельно земле. Глаза обращены прямо вниз. Колени выпрямлены и локти немного отведены в стороны. В таком положении необходимо задержаться в состоянии покоя на некоторое время (минимум на время, достаточное для произнесения  «Субханаллах»).

Благотворное воздействие: хорошо растягиваются мышцы поясницы, бёдер и икр. В верхнюю часть туловища нагнетается кровь. Тонизируются мышцы живота и почечные мышцы. Со временем эта поза улучшает характер, давая человеку доброту, сердечность и внутреннюю гармонию.

Поза 3: Кийям. Стояние  прямо.

После поясного поклона обязательно следует возвратиться в исходное положение и задержаться на некоторое время (туманина) в позе Кийям. Это повторное стояние, после поясного поклона (и’тидаль).

Благотворное воздействие: свежая кровь, поступившая в верхнюю часть туловища при принятии предыдущей позы, уходит обратно. Тело вновь расслабляется.

Поза 4: Земной поклон (саджда)

Земной поклон следует совершить следующим образом: сначала опускаемся на колени, далее, наклоняясь вперёд, упираемся в пол ладонями обеих рук, затем опускаем голову до уровня касания лба к полу (коврику). В положении земного поклона должны касаться пола (коврика) одновременно следующие семь точек тела: лоб, обе ладони, оба колена и пальцы обеих ног. Таз должен быть выше плеч. В этом положении должна быть задержка на некоторое время.

Благотворное воздействие: поза способствует укреплению мышц живота, предотвращает их одряхление. Усиливает кровообращение в верхней части тела, особенно в голове и в лёгких. Кровь вымывает токсины из мозга. Оптимизирует положение плода у беременных женщин. Снижает повышенное кровяное давление. Увеличивает эластичность суставов. Помогает изживанию эгоизма и тщеславия. Увеличивает терпение и упование на Бога.

Поза 5: Сидение на коленях.

После земного поклона возвращайтесь в позу сидения на коленях: на некоторое время сесть на колени, выпрямив при этом туловище.

Благотворное воздействие: у мужчин пальцы правой ноги упираются в землю, пятка приподнимается, так что на неё ложится вес ноги и части тела. Это способствует снижению содержания токсинов в печени и стимулирует перистальтическую функцию толстой кишки. Женщины оставляют обе стопы подошвами вверх под телом. Тело ещё больше расслабляется. Содержимое желудка опускается вниз, что способствует пищеварению.

Поза 6: Земной поклон (саджда).

После позы 5 нужно повторно переходить к позе 4. То есть, снова совершаем земной поклон, в точности повторяя все вышеописанные действия и положения.

Так завершают один ракаат намаза.

Как мы обнаруживаем, человек во время совершения намаза, принимая три основные позы (кийам, руку’ и саджда), своим телом воспроизводит формы арабских букв алиф, даль и мим.

Из этих букв состоит слово «Адам» – имя первого из сотворённых людей и первого пророка.

Материал по теме: Все о намазе

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.