О сущности джихада. Часть 1

19 Сентябрь 2015
10618

Интервью с шейхом Усманом Ахмадом Абдурахимом, доктором наук в области корановедения, советником министра вакуфов и по делам Ислама в Республике Кувейт.

Что означает термин «джихад» и в чем заключается его суть?

Ответ: Джихад – это термин, которому Ислам дал четкое определение и объяснил его тонкости и правила.

Слово «джихад» в лексическом значении используется, когда подразумевается приложение всех усилий и возможностей в установлении Ислама и практики его решений.

В шариатском понимании у него много смыслов и определений, например: 1) сражение, 2) словесный призыв, 3) расход имущества на пути Аллаха, 4) путешествие.

То есть джихад в Исламе – это полная отдача сил, когда мусульманин всю жизнь прилагает всё свое старание для распространения религии Аллаха. Доводы в пользу такого понимания имеются самые достоверные. Их так много, что они не ограничены одной сурой (главой) Корана, а приводятся во многих местах.

Есть джихад телом (физический), имуществом, временем, также всем, чем владеет человек из даров Аллаха непосредственно или путем заработка. Значит, джихад в Исламе – это система, которая требует отдачи старания человека. Как ясно из религии, Аллах побудил Пророка (мир ему и благословение), а тот повелел своим сподвижникам поступать в соответствии с системой джихада, которая указывает на то, что человек должен продать свою душу на пути Аллаха в обмен на Рай. Имеется множество аятов, указывающих на этот смысл. Например: «Сражайтесь на пути Аллаха своим имуществом и физически…» (сура «Ас-Сафф», аят 11), «Поистине, Аллах купил души уверовавших и их имущество, взамен уготовив им Рай. Они сражаются, убивают, и их убивают на пути Аллаха…» («ат-Тавба», аят 111).

Вот это и есть джихад, то есть отдача своего старания на пути Аллаха ради истинной религии.

Вопрос: Когда, где и кто объявляет военный джихад?

Ответ: Нужно разъяснить кое-что до того, как мы ответим на этот вопрос. Цель и основа джихада – это призыв, милость друг к другу, прощение между людьми, умение не обращать внимания на ошибки, чтобы жить в соответствии с канонами Ислама.

Что касается самого термина «джихад», то это исключительный вариант, используемый в устранении врагов Ислама или в борьбе с вероломством, в избавлении от притеснения. Но если рассматривать джихад как божественный закон, как возложенную на каждого обязанность, которой нужно заниматься, то нужно учитывать, что здесь есть свои условия.

Первое условие – джихад должен объявить общий для всех мусульман предводитель, исламский правитель. Он должен изучить положение мусульман, посоветоваться с учеными, и затем быть тверд в убеждении, что нет иного пути к достижению цели у общины, кроме сражения.

Но мы видим, что слово «джихад» очень нравится горячей молодежи, которая понимает его неправильно. Последствия таких «джихадов» разрушают исламскую общину.

Второе условие – джихад должен быть объявлен исламским государством. Подразумевается суверенное государство, имеющее правителя и предводителей субъектов, которые компетентны в вопросах военного положения.

Следующее условие – община должна иметь силы для ведения джихада. Когда мы говорим о силе, то имеется в виду не количество солдат, войска, оружия, а тактика джихада, доведение послания Ислама. То есть сила в полном понимании этого слова: экономическая, финансовая, тактическая, оборонительная и стратегическая.

Также важное условие – посредством этого джихада должно достигаться общее благо. Нельзя сражаться, подвергая опасности молодежь, лишь с целью добиться роскошной жизни, желая похвалы и известности или славы. Благо должно быть обосновано Шариатом.

А самое важное и главное условие – постановление должно исходить от мудрости и учитывать желания всей общины.  Джихад объявляется при отсутствии иного выбора, когда он не является одним из двух возможных способов. Джихад должен быть единственным путем для избавления общины от унижения и притеснения, когда такие методы, как перемирие, договор, призыв или переговоры уже бесполезны.

Вопрос: Кто может и должен участвовать в джихаде?

Ответ: В Исламе прописаны условия джихада и обязательные составные части.

Из числа условий: 1) быть мусульманином, 2) совершеннолетним, 3) имеющим возможность. Но есть и другие условия, например, человек не должен быть единственным кормильцем семьи. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал одному из своих сподвижников, который возжелал выйти на джихад: «Живы ли у тебя родители?», тот ответил утвердительно, и Пророк продолжил: «Тогда возле них совершай джихад (ухаживая за ними)».

Эти обязательные условия возложены на мусульманина для джихада и являются требованиями Шариата. Джихад должен быть по дозволению правителя; если правитель не дозволит, это будет «ифтиат» (запретное дело).

Муджахиду необходимо участвовать там, где совершают истинный джихад, а не политический. То, что мы сегодня видим, это политический джихад. Да, начало всегда бывает истинным – мол, надо устранить притеснение, изгнать врагов из земель мусульман, однако в итоге это становится политическим джихадом.

Еще одно условие. Как нам разъяснил Посланник Аллаха (мир ему и благословение): «Чтобы не была беспорядочная битва», то есть в которой непонятно, кто поднял знамя истины. Существуют знамена, которые не ясны. Мы не можем разобраться, где истина: на стороне «ИГИШ», «Джабхат ан-нусра», «Ахрару аш-Шам» или «Свободной сирийской армии».

Для того чтобы направиться на истинный джихад, мусульманину нужно понимать, что это джихад государства. То есть исламское государство со своим войском вступило в битву, эта битва распространяется в разные стороны, есть установления и приказ на эту битву, и только потом люди вступают в сражение.

Я считаю, что в наших арабских, исламских государствах армия соблюдает условия, кроме некоторых войск, которые нарушают исламский закон.

Вопрос: Какие есть виды джихада?

Ответ: В отличие от термина «сражение», у «джихада» есть множество видов. Например, человек ведет физический джихад, имуществом, отдачей своего времени, своей жизнью. Также есть джихад против притеснителей, врагов, против шайтана и против своего эго (нафса).

Самый опасный джихад – со своим нафсом. До тех пор, пока человек не совершит джихад со своим внутренним врагом – шайтаном и своими страстями – он не сможет выйти на джихад против других. Потому что, прежде чем остановить внешнего врага, нужно остановить внутреннего – нафс, страсти.

После идет джихад с шайтаном, он самый великий враг мусульманина, потому как Аллах сказал: «Поистине, шайтан – враг, так враждуйте же с ним» («аль-Фатыр», аят6). У шайтана есть два пути в отношении детей Адама – это запугивание и побуждение. Шайтан пугает своих последователей или украшает для них мирское, побуждая их к нему. Оба пути опасны, и нужно вести джихад.

Также есть джихад с агрессором, и мусульмане обязаны отбить нападение врага в соответствии с требованиями исламского Шариата.

Вопрос: Каково отношение к врагу на поле боя и к пленному?

Ответ: Пленение врага – это один из путей, который узаконил Посланник Аллаха для мусульман в приближении к Аллаху. Потому что искренность в отношении пленника является воздаваемым Аллахом делом. Как сказал Аллах: «…(мусульмане) кормили с любовью бедных, сирот и пленных…» («аль-Инсан», аят 8). Кормить пленного является благим делом. Что уж говорить о поджоге или убийстве, если для мусульманина является обязательным относиться хорошо даже к пленным и разъяснять им достоинства Ислама.

Также Пророк (мир ему и благословление) запретил издевательство над пленными, как пришло в достоверном хадисе: «Поистине, обязательно в отношении пленного благонравие и почтение». Также передали от Пророка (мир ему и благословение), когда ему рассказали о сожжении пленных, он сказал: «Не сжигает огнем кроме как Создатель огня (Аллах)» (Абу Давуд).

А то, что передают, что некоторые сподвижники поджигали пленных, это недостоверно, не приведены такие факты в достоверных сборниках хадисов. А у нас есть откуда черпать решения – это Коран и Сунна.

Верующий обязан кормить бедных и пленных, относиться к ним хорошо, более того, мусульманин обязан искренним отношением к ним искать приближения к Аллаху. Ведь пленный – это человек, и в человеке есть особенности, которые не дают права глумиться над ним, убивать и сжигать его, как насекомое.

Перевел Ибн Ахмад

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.