Тавассуль – путь к Раю, а ширк – путь в Ад

22 Июнь 2009
14720

Тавассуль – путь к Раю (Tavassul' is a way to Paradise) Все чаще и чаще приходиться читать и встречать людей говорящих, что язычество (ширк) многобожников джахилиййи, то есть времен до пророческой миссии Мухаммада (мир ему и благословение), заключался только в том, что они поклонялись идолам и взывали к ним, чтобы те приблизили их к Богу и только. Что именно по этой причине и, ни какой иной причине, они считались многобожниками, и с ними предписано было воевать.

Есть определенная категория людей проводящих параллели между теми идолопоклонниками и современными мусульманами, сравнивая мусульман с  ними.

Этим самым они хотят назвать тавассуль (посредничество) ширком (многобожием) и получить возможность называть мусульман, делающих тавассуль , многобожниками, т. к., тавассуль - это просьба, обращенная к Аллаху посредством кого-то. По сути, это является одним из путей приближения к Аллаху.

Почему они этот тавассуль сравнили с многобожием язычников?! Потому что людей, не имеющих исламские знания, легко в этом вопросе ввести в заблуждение и преподнести им деяния истинных мусульман как деяния многобожников. Из-за неосведомленности в таких тонких деталях ислама, сложно увидеть разницу между несравнимыми вещами.Тавассуль – это обращение к Аллаху посредством другого человека или прекрасными именами Аллаха или хорошими поступками. Поэтому враги Ислама огромное значение придают донесению до людей искаженной информации о тавассуле. Также это способствует появлению разногласий среди мусульман, их разобщению. И те, которых запрограммировали враги Ислама этой идеологией, начинают приписывать мусульманам ширк, что дает им право (как они полагают) убивать мусульман, овладевать их имуществом. Но в то же время они не создают столько проблем настоящим многобожникам и неверным, сколько мусульманам, делающим тавассуль.

Тавассуль – это обращение к Аллаху посредством другого человека или прекрасными именами Аллаха или хорошими поступками. К примеру, обращение в таком виде: «О Аллах! я обращаюсь к Тебе посредством Мухаммада (мир ему и благословение), Пророка милости, исполни нашу нужду», или «…посредством наших хороших поступков» или же «…посредством Твоих прекрасных имен» и т.д.

Говоря, что тавассуль - проявление многобожия, некоторые приводят аяты Корана, в которых Всевышний рассказывает о язычниках. Они, относя эти аяты к мусульманам, обвиняют их в неверии или ширке. К примеру, они приводят следующий аят (смысл):

"А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе»" («Толпы», 4).

Этим они хотят сказать, что только желая приблизиться к Богу через обращение к другим, они стали многобожниками, и было дозволено их убивать и присваивать их имущество. То, что делали эти язычники, они сравнивают с тавассулем, который делают мусульмане, и мусульман называют многобожниками.

Далее мы по воле Аллаха постараемся внести ясность в этот вопрос.

Всевышний в Коране говорит (смысл):

"Они сказали: «Отец наш! Попроси прощения за наши грехи. Воистину, мы были грешниками». Он сказал: «Я попрошу моего Господа простить вас, ведь Он – Прощающий, Милосердный»" (Сура «Йусуф», аяты 97-98).

Здесь Всевышний рассказывает случай из жизни пророка Якуба (мир ему) и его сыновей. Сыновья  попросили отца обратиться к Аллаху. Это и называется тавассуль, т.е., сыновья обратились к Аллаху посредством отца – пророка Якуба (мир ему). Но если этим людям привести этот аят, то они начинают говорить, что тавассуль можно делать только при жизни того человека, и он должен присутствовать рядом.

А мы снова вернемся к Сунне Пророка (мир ему и благословение) и посмотрим, действительно ли необходимо, чтобы человек, через которого мы просим, должен быть живым и присутствовать рядом.

Во-первых, мы не нашли ни одного изречения и даже намека, где бы такое говорилось. Если такие изречения знают те, кто считает это многобожием, пусть приведут.

Во-вторых, в Сунне есть обратное тому, что они утверждают. Усман ибн Хунайф рассказал следующее: «Один человек по своей нужде ходил к Усману ибн Аффану, но повелитель правоверных (по какой-то причине) не выполнял нужду этого человека. Тогда этот человек встретил Усмана бин Хунайфа и пожаловался ему. Усман бин Хунайф сказал этому человеку: «Сходи в комнату для омовения, соверши омовение, затем иди в мечеть, соверши намаз два ракаата и скажи: О Аллах, я прошу Тебя и обращаюсь к Тебе посредством Твоего Пророка Мухаммада, Пророка милости. О, Мухаммад, я обращаюсь через твое посредничество к твоему Господу (Аллаху), чтоб Он выполнил мою просьбу. Потом излагай свою просьбу». Следуя данному совету, человек сделал так и направился к двери повелителя правоверных. Как только он дошел до двери повелителя, его взяли за руку, и повели вовнутрь. Повелитель правоверных посадил его рядом с собой на ковер и спросил о его нужде. Тот изложил и повелитель правоверных ее исполнил и сказал: «Я забыл про эту твою просьбу. Если у тебя будет еще какая-нибудь нужда, то приходи ко мне». Когда человек вышел из дома повелителя правоверных, он встретил Усмана ибн Хунайфа и сказал ему: «Да вознаградит тебя Аллах, повелитель правоверных не выполнял мою просьбу, пока ты с ним не поговорил обо мне». Усман ибн Хунайф ответил: «Клянусь Аллахом, я с ним (с повелителем правоверных) не говорил о тебе, но я видел, как к Пророку (мир ему и благословение) приходил слепой человек и пожаловался на то, что потерял зрение, и Пророк ему сказал: «Может, ты потерпишь?». Слепец ответил: «О, Посланник Аллаха, у меня нет никого, чтоб вести меня по моим нуждам, поэтому я испытываю трудности». В ответ ему Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Сходи в комнату для омовения, соверши омовение, затем двухракаатный намаз и читай дуа (мольбу): – О Аллах, я прошу Тебя и обращаюсь к Тебе посредством Твоего Пророка Мухаммада, Пророка милости. О, Мухаммад, я обращаюсь через твое посредничество к твоему Господу (Аллаху), чтоб Он выполнил мою просьбу. Потом излагай свою просьбу». Клянусь Аллахом, мы не успели разойтись и разговор наш был не очень долгим, как зашел тот человек и стал зрячим, будто никогда и не был слепым!».

Этот достоверный хадис приводят Табрани в книге «Ас-Сагир» № 508, а также Тирмизи и Ибн Мажах. Также этот хадис приводят Хаким в «Мустадраке» № 1966. Он сказал, что этот хадис достоверный согласно требованиям достоверности имама Бухари.

Как мы видим, посредством Пророка (мир ему и благословение) просили и после его перехода в мир вечный. Но когда приводят этот хадис, любители обвинять мусульман, не найдя иного выхода, начинают критиковать хадис, якобы он «слабый» и не заслуживает доверия. Но это лишь показывает их фанатичность, поскольку ученые-хадисоведы, которые приводят этот хадис и называют его достоверным, являются признанными учеными, и считают этот хадис заслуживающим доверия. А к тем людям, которые критикуют хадис, возникает вопрос: «Неужели все эти признанные ученые не знали, что такое многобожие, не знали, разрешен тавассуль или нет, не знали степень достоверности хадиса, когда называли его достоверным, тем самым обманув нас с вами, и неужели они тоже были многобожниками?».

Также, аль-Хафиз Ибн Хажар аль-Аскалани в книге «Фатхул Бари» (толкование хадисов Бухари) пишет, что Ибн Аби Шайба передал достоверный хадис (номер хадиса 32002), в котором говорится следующее: «Во время правления Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) один человек подошел к могиле Пророка (мир ему и благословение) и сказал: «О, посланник Аллаха, попроси дождь для своей уммы (общины), воистину она погибла (попала в беду)!». После этого человеку во сне пришел человек и сказал: «Сходи к Умару, передай ему салам и расскажи ему, что у вас пойдет дождь. Еще скажи ему (Умару), чтобы он придерживался (держал возле себя) умных (богобоязненных, находчивых) людей». Когда об этом рассказали Умару (да будет доволен им Аллах), он заплакал и сказал: «О Всевышний, я не перехожу, кроме как из-за необходимости (т.е. когда я не нахожу такого умного, богобоязненного человека, тогда я перехожу к другому, более достойному)!». Далее Ибн Хажар говорит, что просящий в данном хадисе – сподвижник Билял ибн аль-Харис. В другом предании этого хадиса говорится о том, что пришедший во сне был наш Пророк (мир ему и благословение).

Ибн Хажар аль-Аскалани в книге «Фатхул Бари» (том 2, стр. 495) подтверждает достоверность этого хадиса. Также этот хадис приведен в книге Ибн Касира «Аль-Бидая ва Нихая» (том 7, стр. 105), и также подтверждает достоверность данного хадиса. И вопрос: «Неужели и Ибн Хаджар и Ибн Касир не понимали, что такое тавассуль, не знали значения многобожия, и являлись многобожниками?». Да сохранит Аллах мусульман от такого заблуждения. Амин!

Также они говорят, что условием для тавассуля является присутствие посредника рядом с просящим. Но Сунна Посланника Аллаха (мир ему и благословение) повествует об обратном. Имам Ахмад (да помилует его Аллах) рассказывает: «Я совершил паломничество пять раз, два раза из них в седле (т.е. верхом на лошади или верблюде), а три раза – пешком. Однажды по дороге в хадж я заблудился и стал изрекать: «О, рабы Аллаха, направьте меня на дорогу». Я повторял эти слова, пока не наткнулся на дорогу».

Этот случай рассказал хадисовед, имам аль-Байхаки в книге «Шабул-иман» (под номером-7697, том-6, стр-128). Также об этом случае пишет Ибн Касир в книге «Аль-Бидая ва Ннихаят», в разделе о жизни имама Ахмада (да помилует его Аллах).

Вопрос: «Неужели и имам Ахмад не понимал тавассуль и ширк, неужели и он был в заблуждении?».

Имам ан-Навави в книге «Аль-азкар» пишет: «Поистине, если среди них (среди мусульман любой местности) есть человек, известный благими деяниями, то желательно просить дождь посредством этого человека. При этом следует говорить: «О Аллах, мы просим Тебя о дожде и обращаемся к Тебе посредством заступничества Твоего такого-то раба», ибо Умар бин Хаттаб попросил дождь посредством Аббаса». Далее имам Навави говорит: «О просьбе дождя посредством хороших людей передается и от сподвижника Пророка Муавията» (стр.160).

Ибн Хажар аль-Хайтами – один из самых выдающихся ученых шафиитской правовой школы, автор известного трактата шариатского права (фикх) «Тухфатул мухтаж» в книге «Хашиятул изах» пишет:

«Если из всех ученых мира выбрать, допустим, сто наилучших, то ни один из них не станет отрицать дозволенность обращения к Аллаху посредством его рабов, если придерживаться основ правильного вероучения. В таком случае любое противоречащее мнению этих ученых убеждение неприемлемо по Шариату» (стр. 499).

Вопрос: «Неужели имам ан-Навави и Ибн Хаджар аль-Хайтами также не были осведомлены о тавассуле и ширке, и призывали совершать многобожие?». Разумный человек сделает соответствующие выводы. Да поможет Аллах!

Так как любители обвинять мусульман говорят о том, что язычников считали многобожниками только из-за их обращения к идолам ради приближения к Аллаху, разберем, в чем же заключалась суть ширка у доисламских язычников. В первую очередь мы должны знать, что такое вообще ширк. Многобожие – это убеждение, что у Аллаха в Его сущности, атрибутах и деяниях есть соучастник. Человек, который умрет в ширке, будет лишен милости Аллаха и окажется навечно в аду. Всевышний в Коране говорит (смысл):

«Поистине, если ты впадёшь в многобожие, тщетными окажутся дела твои, и непременно окажешься ты в числе потерпевших убыток!» («Толпы», 65).

Также мы должны понимать, что является поклонением. Поклонение – это служение с признанием божественности, полное смирение и подчинение тому, кому поклоняешься. Поэтому:

1. Если человек не считает того, которого просит, достойным поклонения, эта просьба не будет поклонением. Если бы это считалось поклонением, то и любая просьба, обращенная к кому-либо, считалась бы поклонением. Так  просьба утопающего о спасении также считалось бы поклонением спасателю.

2. Если нет намерения поклоняться, это также не является поклонением. Если бы это было поклонением, то Аллах не приказал бы ангелам сделать земной поклон Адаму (мир ему). И если поклонение засчитывалось без намерения, то оно не стало бы обязательным условием для всех видов поклонения, как, например, намаз не считается действительным без намерения.

Так в чем же заключался ширк язычников?

Из некоторых аятов Корана на первый взгляд кажется, что язычники признавали, что Аллах является Создателем всего сущего и управляет всеми созданиями. Как, например в аяте (смысл):

«Если ты спросишь их: «Кто сотворил небеса и землю?» – они непременно скажут: «Их сотворил Могущественный, Знающий» («Украшения», аят 9).

Но в то же время они не совсем признавали Единственность Аллаха в господстве над Его творениями, (Таухид ар-Руббубийа), они были убеждены, что есть и другие божества, которым подвластны некоторые дела в управлении миром, и что каждому божеству подвластны определенные дела в этом. На это указывают аяты из Корана.

1. Истинный мусульманин-муваххид убежден, что могущество принадлежит только одному Аллаху, и по этому поводу Аллах в Коране говорит (смысл):

«Если кто жаждет могущества, то ведь могущество целиком принадлежит Аллаху» («Аль-Фатыр», аят 10).

Но что касается многобожников времен джахилиййи, то об их убеждениях говорит Аллах в следующем аяте (смысл):

«Они стали поклоняться наряду с Аллахом другим богам, чтобы те одарили их могуществом» (Сура «Марьям», аят 81).

Здесь видно в чем проявляется  ширк (многобожие) язычников и одна из причин, почему их считают язычниками, ведь они придавали соучастников качества Аллаха.

2. Истинный мусульманин-муваххид убежден, что помощь исходит только от Аллаха, и всегда сохраняет убеждение в словах Аллаха (смысл):

«И нет помощи кроме как от Аллаха Могущественного и Мудрого» (Сура «Семейство Имрана», аят 125).

А что касается многобожников во времена послания Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), то они были убеждены, что помощь исходит от их идолов и вымышленных божеств, и по этому поводу Всевышний говорит (смысл):

«Но они поклоняются вместо Аллаха другим богам в надежде, что им окажут помощь (отвергнут наказание Аллаха с помощью своих божеств, как они и утверждали)» (Тафсир «Джалалайни», сура «Ясин», аят 74).

Как видим, это стало еще одной причиной того, что язычников считали многобожниками, и что по их убеждениям вымышленные божества могли помочь избежать наказания Аллаха.

Убеждение же истинного мусульманина-муваххида в том, что, если даже кто-то и помогает, то помогает только по воле Всемогущего Аллаха, и без Его воли никто не способен абсолютно ни на что, даже дышать или пошевелить пальцем, не говоря уже о помощи.

3. Истинный мусульманин убежден, что управление всем принадлежит только Аллаху. Но некоторые мушрики (многобожники) просили своих идолов о ниспослании дождя. Ибн Хишам рассказывает, что первым, кто принес идолы в Мекку, был Амр ибн Лухайу. Когда он возвращался с земли Шама, то увидел людей, поклоняющихся идолам, и спросил у них: «Что за идолы, которым вы поклоняетесь?», на что получил ответ: «Это идолы, у которых мы просим дождь, и они нам его дают, у которых мы просим помощи, и они нам помогают». Тогда Амр ибн Лухайу им сказал: «Не дадите ли вы мне одного из них, чтобы я его взял не землю Аравии, чтобы мы тоже поклонялись им?». Таким образом, он привез одного идола в Аравию, его звали Хабаль, поставил его на крышу священной Каабы и призвал людей поклоняться ему.

Но как же далеки истинные мусульмане, делающие тавассуль, от этих язычников в своих убеждениях! Но все равно некоторые невежды и враги Ислама пытаются всевозможными фальсификациями поставить их в один ряд. Аллах всему Свидетель, и всем нам предстоит стать перед Ним в Судный День.

4. Далее мы знаем, что истинный мусульманин убежден, что прошение грехов и заступничество (шафаат) принадлежит Аллаху. Знаем, что нет иного, прощающего грехи, кроме Милостивого Аллаха, и что никто не имеет заступничества кроме как по воле Аллаха. Всевышний в Коране говорит (смысл):

«…И попросили прощения за свои грехи, – ведь кто прощает грехи, кроме Аллаха?» (Сура «Семейство Имрана», аят 135).

А многобожники были убеждены, что заступничество (шафаат) в руках идолов и вымышленных божеств. Об их заблудших убеждениях говорит  аят, ниспосланный Аллахом (смысл):

«Также никто не обретет права заступничества, кроме тех, у кого был завет с Аллахом» (Сура «Марьям», аят 87).

Также Аллах сказал (смысл):

«Ничье заступничество перед Ним не принесет пользы, (сказано, отвергая слова многобожников, что их божества сделают им шафаат) кроме тех, кому будет дозволено» (Тафсир «Джалалайни», сура «Саба», аят 23).

Также Всевышний сказал (смысл):

«Те, к кому вы взываете помимо Него, не владеют заступничеством. Заступаться будут только за тех или только те, которые осознанно засвидетельствовали истину» (Сура «Украшения», аят 86).

Из этой речи Аллаха понятно, что Всевышний, отрицая убеждения многобожников,  говорит, что это не так. Если бы у них не было этих убеждений, то не было бы смысла отрицать этого. А что же касается мусульман, то они убеждены, что заступничество Пророка (мир ему и благословение), ученых и любимцев Аллаха возможно только после того, как Всемогущий Аллах даст им право на заступничество. О том, что будет дано такое право, свидетельствуют множество хадисов, также из этого аята становится ясно, что будет дано заступничество, ведь Аллах говорит (смысл): «…кроме тех, кому будет дозволено» (Сура «Саба», аят 23).

5. Также истинный мусульманин убежден, что право на определение дозволенного и запретного принадлежит только Всезнающему Аллаху, ведь в Коране сказано (смысл):

«Решение принимает только Аллах» (Сура «Юсуф», аят 40).

Многобожники были убеждены, что это право принадлежит их монахам и священникам. Об этом Всевышний говорит в Коране (смысл):

«Они признали господами помимо Аллаха ( последовали за ними и сделали дозволенным то, что Аллах запретил, и запретным то, что разрешил Он) своих первосвященников и монахов» (Тафсир «Джалалайни», сура «Тавба», аят 31).

Многобожники были убеждены, что их священники и монахи вправе сделать дозволенное запретным и запретное дозволенным.

6. Также известно, что истинный мусульманин убежден, что в делах Аллаха никто не принимает участия и ни в ком Аллах не нуждается. А что касается многобожников, то если даже они признавали то, что небеса и земли сотворил Аллах, все же были убеждены, что их идолы принимают участие в делах Аллаха. И отрицая это, Всевышний ниспослал аят (смысл):

«Аллах не взял Себе сына, и нет наряду с Ним другого бога. В противном случае каждый бог владел бы тем, что сотворил, и одни из них возвысились бы над другими. Пречист Аллах от того, что они приписывают Ему!» (Сура «Верующие», аят 91).

Всевышний Аллах говорит, что «каждый владел бы тем, что сотворил», и каждый управлял бы своим творением, как это делают на земле короли, управляя королевствами. И один мог бы препятствовать другому, что-то создавать. Как видим, у многобожников были и такие убеждения.

7. Также многобожники отрицали некоторые качества Всевышнего. Многобожники не верили в то, что Аллах воскресит людей в Судный День, они считали это невозможным. По этому поводу в Коране говорится (смысл):

«Они сказали, отрицая воскрешение: "Неужели после того, как от нас останутся кости и частички, мы будем воскрешены в новом творении?"» (Тафсир «Джалалайни», сура «аль-Исра», аят 49).

Здесь перечислены убеждения, одного из которых достаточно, чтобы их посчитали неверными и многобожниками.  Подобных убеждений не бывает у истинного мусульманина, и тот, кто приписывает их мусульманину, берет на себя великий грех, который может его самого вывести из религии.

В действительности, у многобожников не было ни одного твердого убеждения. Они меняли их в зависимости от обстоятельств. Одни были убеждены во всемогуществе их божеств, как, например, многобожники времен пророка Ибрахима (мир ему), которые поклонялись звездам, солнцу или луне. Другие ограничивали мощь своих идолов в прощении грехов, заступничестве или в получении величия или победы над врагами и т.д. Кто желает более подробно узнать о язычниках и многобожниках того времени, можете посмотреть в книге «Аль-милаль ва-ннихаль».

Теперь нам ясно, дорогие братья, что ширк не только в том, что язычники поклонялись идолам, и проведение параллели между язычниками и мусульманами, делающими тавассуль, есть самое настоящее невежество и заблуждение. И обвинение мусульман в ширке или неверии может вывести из религии самого обвинителя, потому что в хадисе Пророка (мир ему и благословение) сказано: «Для моей общины существует три категории людей, от которых исходит большая опасность и угроза. Из их числа человек, который прочтет Коран, увидит его красоту и наденет халат Ислама, дарованный Аллахом, и после этого вытащит свой меч против соседа, нанесет по нему удар и обвинит его в язычестве». Кто-то из находящихся рядом спросил: «О, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует! Кто из них заслуживает ширк: обвинитель или обвиняемый?». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Тот, кто обвинит в язычестве, достоин этого». Хадис передал Табрани (см. «Канз аль-уммаль», т. 11, с. 105, 31359-й хадис).

Да убережет нас Аллах от заблуждений и наставит на истинный путь. И да поможет нам Аллах увидеть истину истиной, а ложь ложью. Амин я Муджиб!

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.