Великий ученый и праведник Джалалудин ас-Суюти (849 – 911 по хиджре) пишет, что когда он посетил Мекку, совершая хадж, то выпил воду замзам с намерением достичь в фикхе уровня Сиражудина аль-Булькини, а в хадисе - Ибн Хаджара Аскалани.
В хадисе Пророка Мухаммада (да благословит его аллах и приветствует) сказано: «Вода Зам-зам для того, для чего его принимают. Если ты выпьешь для исцеления, Всевышний исцелит тебя, если выпьешь, чтобы насытиться, ты насытишься, если выпьешь для утоления жажды, ты утолишь жажду». То есть, каково бы не было твое намерение, Аллах поможет тебе достичь этого.
И, действительно, Суюти поднялся на такие высоты в этих науках, которых мало кто из его современников достиг.
К восьми годам он уже знал наизусть Коран. В поисках знаний он обошел многие города исламского мира. Всю жизнь он посвятил приобретению и распространению знаний. Не было в исламском мире в его время ученого, который знал бы больше хадисов, чем он. По его собственному признанию, он знал около двухсот тысяч хадисов. И если бы он знал, что на земле можно было бы в то время найти еще хадисы, то он бы их приобрел.
Суюти написал более пятисот книг в различных областях исламских наук и это тоже является свидетельством его научных достижений. Некоторые ученые пишут, что количество написанных им книг достигло шестисот.
Что же касается его отношения к суфизму, то об этом говорят его следующие слова в книге «Ар-радду ала манн ахлада ила а-арз»: «Нет на всей земле от востока и до запада более знающего хадис и арабский язык, чем я, если, конечно, он не Хизр или же кутб или же один из авлия, которого я не знаю».
Смотрите, как этот великий ученый тем не менее признает, что кутб (обладатель высочайшей степени в суфизме) может знать больше, чем он.
После таких слов великого мухаддиса, подобного которому после него уже не было, как можно принимать всерьез слова тех, кто не обладает и малой долей тех знаний, которыми обладал Суюти и тем не менее считает, что имеет право заявлять, что суфизм является заблуждением.
Суюти пишет, что в детстве отец отводил его к шейху Мухаммаду аль-Мажзубу, который являлся одним из великих суфийских авлия.
Один из предков Суюти был суфийским шейхом. Об этом Суюти пишет в книге «Хуснул мухазира»
Также многие ученые, от которых он брал знания, тоже были из числа богобоязненных суфиев. Несомненно, вместе с религиозными знаниями он получил от них и любовь к суфизму, который заслуженно называет душой Ислама.
Ученые пишут, что его духовным наставником являлся известный суфийский шейх Мухаммад аш-Шазали аль-Магриби. Об этом, в частности, пишет Абдул-Вахаб аш-Шаарани. Сахави в книге «Аз-Заву л-лами» приводит биографию этого суфийского шейха и пишет, что Суюти обучался у него, и что Суюти рассказывал об аскетизме этого шейха.
Что касается книг Суюти, то в них так много подтверждений истинности суфизма, что не остается никаких сомнений в том, что он был суфием.
Одна из его книг называется «Тайиду л-хакикати ль-алияти ва ташйиду т-тарикати ш-шазалияти», что означает «Подтверждение возвышенной истины и укрепление шазалийского тариката». Название книги говорит само за себя.
В самом начале Суюти пишет: «Знай, что наука суфизм - досточтимая наука, обладающая высокими достоинствами, занимающая высочайшее положение. Не переставали имамы Ислама и предводители, направляющие людей на правильный путь, как в прежние времена, так и в настоящее время возвышать суфизм и выказывать почет ее предводителям. Воистину они авлия (любимцы) Аллаха и избранные из созданий после посланников и пророков»
Вряд ли после этих слов кто-либо будет сомневаться, что Суюти являлся суфием.
В этой книге Суюти приводит множество доводов, подтверждающих истинность суфизма, доказывает, что убеждения и практика суфиев соответствуют Исламу, приводит множество высказываний известных ученых ахлу сунна о суфизме.Суюти также написал мухтасар известной книги Газали о суфизме «Воскрешение наук о вере». Также у него имеется книга, в которой он доказывает на основании хадисов и цитат ученых существование избранных рабов Аллаха, которые среди суфиев известны как кутбы, автады, будала и нужаба.
Другая его книга называется «Танвиру л-халак фи имкани руяти н-набийи ва ль-малак», то есть, «Освящение темноты в вопросе возможности видения пророка и ангела». Поводом для написания этой книги, как пишет Суюти, явилось то, что некоторые невежественные по мнению автора люди из числа его современников отрицали, что праведники могут видеть наяву Пророка, мир ему и благословение Аллаха.
Как пишут известные мусульманские историки, Суюти сам был из числа тех, кто встречался наяву с Пророком, мир ему и благословение Аллаха.
Ибн Имад Ханбали в книге «Шазарату захаб фи ахбари манн захаб» пишет: «Шейх Абдул-Кадир аш-Шазали привел в своей книге, что Суюти говорил - Я видел Пророка (мир ему и благословение Аллаха) наяву и он сказал мне - О, шейх хадиса! Я спросил – О, Посланник Аллаха, из обитателей ли Рая я? Пророк (мир ему и благословение) ответил – Да. Я спросил – Я войду в Рай без наказания. Пророк ответил – тебе будет это.
Шейх Абдул-Кадир рассказал: «Я спросил Суюти, сколько раз он видел Пророка наяву? Тот ответил – более семидесяти раз».