Шейхуль-Ислам Тукаюдин Абуфатх Мухаммад бин Али бин Вахб, известный как Ибн Дакик аль-Ид, родился в 625 году по хиджре. Его отец был ученым маликитского мазхаба и сам Ибн Дакик хорошо изучил этот мазхаб, а потом изучил у Ибн Абдусалама шафиитский мазхаб. Он издавал фетвы в соответствии с двумя этими мазхабами и достиг уровня муджтахида. Он преподавал в крупных научных центрах Египта и занимал должность судьи в Египте.
Ибн Аль-Имад в книге «Шазарату л-захаб» пишет, что Ибн Абдусалам говорил: «Египет гордится двумя людьми со своих окраин: Ибн Муниром из Александрии и Ибн Дакиком из Карса».
Аз-Захаби писал про него: «Верховный судья Египта, выдающийся ученый, шейх и ученейший муж Египта, предводитель, хафиз, образец для подражания, богобоязненный, ученый века - он был выдающимся ученым в двух мазхабах, разбирающимся в хадисоведении. Его книги стали известными…».
Ибн Касир писал про него: «Один из ученых своего времени. Более того – величайший, наиболее знающий, наиболее религиозный и богобоязненный из ученых своего времени…. У него имеются книги, которые пользуются большой популярностью. Он преуспел во многих науках, особенно в хадисоведении. В этом он превзошел своих современников и со всех концов исламского мира к нему за знаниями держали путь ученики…».
Следующая цитата из книги Тажуддина Ас-Субки дает наиболее полное представление о степени его учености и духовности: «Все наши ученые шейхи были единодушны в том что Ибн Дакик является ученым - обновителем седьмого столетия, о котором говорится в хадисе Пророка (мир ему и благословение), и что он - учитель своего времени в науках и религии».
Вместе с тем он был очень скромным и богобоязненным человеком. Он говорил: «Я не сказал ни одного слова и не совершил ни одного поступка, прежде не продумав, как я отвечу за это в Судный день перед Аллахом».
Что касается отношения к суфизму этого великого ученого, имам Аль-Яфии в книге «Миратул-джинан ва ибратул-якзан» пишет: «Он имел хорошее мнение о шейхах и праведниках. Я слышал, что он посещал одного из шейхов, и когда подъезжал к его дому, то слезал с лошади, снимал чалму и заходил внутрь лишь в простенькой шапочке на голове. Он пожаловался однажды одному из суфиев по поводу посторонних мыслей во время молитвы – и тогда шейх сказал ему: «Отвратительно сердце, в котором присутствует что-либо, кроме Аллаха. Когда при Ибн Дакике упомянули этого суфия, он сказал: «Он рядом со мной лучше, чем тысячи факихов».
Аль-Яфии приводит еще одну интересную историю в этой книге: «Случилось так, что Ибн Дакик задолжал большие средства и не мог расплатиться с долгами. Он отправился к известному шейху, обладателю караматов, ученому, познавшему Аллаха - Ибн Абдузахиру. Когда он прибыл к нему, шейх накрыл стол и среди угощений было блюдо под названием «саммит». Ибн Дакик никогда не ел такое блюдо, ибо оно обычно готовилось таким образом, что на нем оставались следы крови. И когда это блюдо положили перед ним, его ученик сказал: «О мой господин, это же саммит!». Ибн Дакик ответил, что это не то место. То есть - не место, где допустимо подобает порицание чего-либо. Этим он хотел сказать, что здесь нужно быть согласным с тем, что делает шейх и нужно относится к нему с почтением. И он поел это блюдо. После того, как закончили с едой, последователи шейха принесли какой-то музыкальный инструмент - и ученик вновь говорит ему: «О господин, это же музыкальный инструмент!» Ибн Дакик ответил ему: «Замолчи, это не место, где подобает отвергать что-либо. После этого шейх прочитал один известный стих и сказал ему: «Нужда исполнена!». Ибн Дакик возвратился в Каир и нашел, что все его долги оплачены. Оказывается, визирь поинтересовался им – и тогда ему сказали, что он отправился к шейху из-за долгов. И тогда визирь оплатил все его долги».
Ибн Дакик также посещал известного суфийского шейха Абул-Хасана аш-Шазали.
Джалалуддин ас-Суюти в книге «Тайду л-хакикати алияти ва ташйиду ат-тарикати аш-шазалияти» пишет: «Шейх Ибн Атаилла сказал в книге Латаифул-минан: «Я слышал, как Тукаюдин Ибн Дакик говорил: «Я не видел более знающего Аллаха ученого, чем Абул-Хасан аш-Шазали».
Также Ас-Суюти в этой же книге пишет: «Шейха Абул-Хасан аш-Шазали посещали известные ученые: такие, как Ибн Абдусалам и Ибн Дакик. И это вместе с тем, что Ибн Дакик критиковал приверженцев учения о единении и считал их сумасшедшими. Если бы он видел в речах Аш-Шазали хоть малую толику этого, то он был бы из числа первых, кто выступил против этого».
Тажуддин ас-Субки в книге «Табакату аш-шафииятиль-кубра» пишет: «Я слышал, как шейх Али аль-Хаджар, а он был из числа праведников, рассказывал что шейх Абул-Абас аль-Мурси проходил мимо людей, которые толпились возле пекарни. Это было время, когда цены очень поднялись. Он пожалел этих людей и подумал про себя: «Если бы у меня были деньги, то я бы израсходовал их на этих людей». В этот момент я почувствовал тяжесть в кармане, протянул руку в карман и нашел там несколько дирхамов. Я купил на эти деньги хлеб и раздал людям. Я уже собирался уходить, но пекарь окрикнул меня. Оказалось, что монеты были фальшивыми. И тогда я подумал: «Пожалев тех людей, я противился воле Аллаха - и я раскаялся в этом! Когда же я подошел к пекарю, то обнаружилось, что монеты были подлинными».
После этого шейх посетил Ибн Дакика и рассказал о произошедшем. Ибн Дакик сказал: «О шейх, Вы - когда пожалеете кого-либо - впадаете в ересь, а мы - если не пожалеем - то впадаем в ересь».
Далее Ас-Субки так комментирует слова Ибн Дакика: «Вникни же в истинный смысл этих слов! Ибн Дакик указал, что суфию открывается сокровенное - и как же он будет проявлять жалость, тогда как все происходящее имеет непостижимую для нас мудрость?! Если, допустим, узнали о грехе, который заслуживает наказания - то не подобает жалеть тех, кого подвергают наказанию. Всевышний говорит в Коране: «Прелюбодейку и прелюбодея – каждого из них - высеките сто раз. Пусть не овладевает вами жалость к ним ради религии Аллаха, если вы веруете в Аллаха и в Последний день». Что же касается ученого, знатока Шариата - то от него сокрыто сокровенное и поэтому он жалеет. Этим словам можно было бы дать расширенное разъяснение, но эта книга не для этого - и поэтому остановимся на этом».
Эта история показывает полноту знаний Ибн Дакика. Сколько людей, услышав подобные истории, начинают порочить великих суфиев, тогда как действиям этих шейхов можно найти множество объяснений и оправданий! Если человек видит, что отец подвергает своего сына испытаниям, допустим, ограничивает его в еде, или же врач поступает подобным образом с пациентом, и этот человек знает о мудрости, которая заключена в действиях отца или врача, и если, проявив жалость, он накормит их досыта - разве не будет это неподобающим деянием?
Нужно быть очень осторожным в оценках, когда слышишь истории, которые ты не в состоянии понять. Есть большая опасность впасть в заблуждение по причине недостаточности знаний, дабы понять истинный смысл поступков приближенных к Аллаху. Самым правильным будет узнать мнение крупных ученых Шариата: таких, как Ибн Дакик. Об этом же предупреждает и сам Ибн Дакик в одной из своих книг, которая называется «Аль-иктирах фи фанил-истилах».
В главе, где говорится о причине, по которой незаслуженно причисляют передатчиков хадисов к незаслуживающим доверия, он пишет: «Одна из причин, по которой незаслуженно причисляют передатчиков хадисов к незаслуживающим доверия - это разногласия между суфиями и учеными явных наук. Между ними мы можем наблюдать множество случаев взаимной антипатии. Это бедствие, от которого спасается лишь ученый, глубоко разбирающийся в принципах Шариата. Я считаю недостаточными для этого лишь познания в вопросах своего мазхаба. Дабы отличить истинные состояния суфиев от неистинных - недостаточно этих знаний. Необходимо разбираться в основополагающих принципах, нужно уметь различать между обязательным и допустимым, между обычно невозможным и логически невозможным. Факих может быть невежествен в подобных вопросах и потому может посчитать обычно невозможное в принципе невозможным. Это очень опасное занятие. Ведь тот, кто занимается поношением истинных суфиев - тот враждует с любимцами Аллаха. Всевышний же говорит в хадисе, о котором рассказал Пророк (мир ему и благословение): «Кто враждует с моим любимцем - тот объявляет Мне войну. Тот же, кто не порицает ложное из того, что слышит от некоторых из них - тот оставляет порицание дурного… ».
Ибн Дакик покинул этот мир 11 числа месяца Сафар 702 года по хиджре в пятничный день в возрасте 77 лет.