Всевышний Аллах определил знание как средство достижения любых ценностей

25 Август 2009
11684

Всевышний Аллах определил знание как средство достижения любых ценностейСтепень и ценность знания

Всевышний в Коране говорит:

يَرْفَعِ اللَّهُ الَّذِينَ آَمَنُوا مِنْكُمْ وَالَّذِينَ أُوتُوا الْعِلْمَ دَرَجَاتٍ وَاللَّهُ بِمَا تَعْمَلُونَ خَبِيرٌ

(смысл): «Аллах возвышает многими степенями в Раю из вас тех, кто уверовал и тех, кому дано знание (ильм)» (сура «аль-Мужадалат», аят 11).

В другом аяте говорится:

شَهِدَ اللَّهُ أَنَّهُ لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ وَالْمَلَائِكَةُ وَأُولُو الْعِلْمِ قَائِمًا بِالْقِسْطِ لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ الْعَزِيزُ الْحَكِيمُ

(смысл): «Всевышний Аллах вескими доказательствами и явными знамениями  объяснил, что нет ничего достойного поклонения кроме Аллаха, устанавливающего справедливый порядок, этому свидетельствовали Ангелы  и обладатели знаний. Нет бога, кроме Аллаха, Почетного в Своем владении  и Мудрого в Своих действиях» (сура «Али-Имран»,  аят 18).

В свидетельствовании Аллах начал с Себя, а потом восхвалил ангелов и третьим упомянул обладателей знаний.

В следующих  аятах говорится:

قُلْ هَلْ يَسْتَوِى الذين يَعْلَمُونَ والذين لاَ يَعْلَمُونَ

(смысл): « Приравниваются ли знающие и не знающие?»  (сура «ар-Рамз», аят 9).

إِنَّمَا يَخْشَى اللَّهَ مِنْ عِبَادِهِ الْعُلَمَاءُ

(смысл): «Аллаха, действительно, страшатся люди, обладающие знаниями (алимы)». (сура «аль-Фатир»,  аят 27).

قُلْ كَفَى بِاللَّهِ شَهِيدًا بَيْنِي وَبَيْنَكُمْ وَمَنْ عِنْدَهُ عِلْمُ الْكِتَابِ

(смысл): «Ты скажи, о Пророк Мухаммад этим неверным: «Мне достаточен Аллах свидетелем между мной и вами, и те, которые владеют знаниями» (сура « ар-Ра`д», аят 43).

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Приобретение знаний – обязанность каждого мусульманина и мусульманки», «Ищи знания, даже если между тобой и знанием будет огненное море», «Изучай ильм (знание), даже если тебе придется отправиться в Китай», «Учись (изучай ильм) от колыбели до могилы».

В книге «Хуласат» говорится:

Любое поклонение (ибадат) - подобно намазу (салят), посту (саум), выплате закята и другому - вменены в обязанность в определенные времена, но при этом не во все времена, а изучение ильм Всевышний обязал совершать в любое время и во всех состояниях. Творец всего сущего передает вахью (откровению) пророку Давуду  (мир и ему): «Ты сделай для себя обувь из железа, трость из метала - так ищи, приобретай знания, пока не испортятся эти туфли и не поломается трость».

Еще говорят: знание, связанное с твоим нафсом, подобно еде и питью - без них же никто не обходится. Жизнь сердца зависит от знания, как жизнь тела зависит от пропитания. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Кто жив с помощью знания, не умирает никогда».

Любая наука, с помощью которой достигают осуществления индивидуального фарза ( фарзу-айн), тоже является  индивидуальным фарзом.

Приобретение знаний, приводящий к познанию Аллаха, к правильному совершению намаза, к соблюдению поста, к выплате закята, совершению паломничества, познанию дозволенного (халал) и недозволенного (харам) - является индивидуальным фарзом (фарзу-айн) для каждого мусульманина и мусульманки. Аллах учинит допрос за изучение каждого из них, так как спросит от самого намаза и поста. Если люди не приобретали ильм, то за это их накажет Аллах. И Он не примет никаких оправданий незнанию так же, как и будет наказывать за пропуски намаза и поста.

Отказавшийся от приобретения знаний является нечестивцем так же, как и пропускающий намаз и пост. Не принимают его свидетельства, как не принимают свидетельства от халатного в намазе.

Из сказанного понятно, что изучение знаний касающихся вопросов фарза, тоже является фарзом, настоятельной сунны – сунна, а обычного желательного – рекомендуемой. Также мы можем понять, что запрещено изучение науки, приводящей к запретному (харам), к примеру: изучение колдовства и  астрологии.

Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) спросили: «Какое самое ценное из деяний?» Он ответил, что это - ильм (знание). Еще раз задали ему вопрос: «А какое из деяний увеличивается?» На это он тоже ответил, что это - знание. Тогда Пророку  Мухаммаду (мир ему и благословение) говорят: «О посланник Аллаха, вас спрашивают о деяниях, а вы отвечаете про ильм». Тогда Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) ответил: «Малое деяние со знанием приносит пользу, а многократное деяние с незнанием не приносит пользу».

Всевышний Аллах определил знание быть средством для достижения любой ценности. Знание увеличивает почет почетного и возвышает даже подданного до степени царей.

Мудрецы говорят, что слово «ильм» в арабском языке состоит из трех букв; `айн; лам; мим. Происхождение буквы «`айн» в иллийюне . Буква «лам» вытекает из лутф . А  буква «мим» образован из мулка .

Буква  «`айн» потянет за собой обладателя знаний в «иллиюн», буква «лам» сделает его добрым, деликатным, а буква «мим» сделает его царем, имеющим власть над людьми. Так же Аллах тому, кто обретет  ильм, даст почет из-за бараката буквы «`айн», приятность среди людей из-за бараката буквы «лам» и любовь к нему, принятие его речи людьми из-за бараката буквы «мим».

Ценность приобретения знаний - не секрет для разумных, так как оно свойственно только человечеству, и его нет у животных. Животные соучаствуют с человеком во всех проявлениях жизни, за исключением знания.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение)сказал: «Люди – это ученый (алим) или учащийся (мутаалим), а остальные - насекомые». «Будь ученым  или учащимся, или слушателем ильма (проповеди), или любящим ученых, алимов - но не будь пятым, ибо тогда ты погибнешь».

Ибн аль-Мубарака спросили: «Кто такие люди?» Он ответил, что это ученые. Еще спросили его: «Кто такие цари?» Он ответил, что это аскеты.

Посредством ильма, Аллах оказал милость Пророкам (благословение Аллаха и милость им).

Посредством ильма, Аллах выявил почет Адама (мир ему) над ангелами и повелел им делать ему сужуд (поклон). Всевышний Аллах повелел Пророку Мухаммаду  (мир ему и благословение), чтобы он увеличил свой ильм и чтобы не был заинтересован увеличением чего-либо другого, помимо ильма. Всевышний в Коране говорит:

وَقُلْ رَبِّ زِدْنِي عِلْمًا

(смысл): «Ты скажи Пророк: О, Господь, увеличь меня знанием» (сура «Таха» аят 114).

Абу-Исхак ар-Рази (да будет доволен им Аллах) сказал: «Аллах своего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) наделил многими дарами, почетом, но не оказал ему милость ничем другим, кроме как знанием, так как Он говорит в Коране:

وَعَلَّمَكَ مَا لَمْ تَكُنْ تَعْلَمُ وَكَانَ فَضْلُ اللَّهِ عَلَيْكَ عَظِيمًا

(смысл): «Тебя обучили (наделили ильмом), о Пророк, тому, что ты не знал, и эта милость Аллаха является превеликой» (сура «Ан-Ниса», аят 113).

Ибн  Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Творец всего сущего, наделил пророка Сулаймана и пророка Давуда (мир им) знанием и властью, а оказал им милость знанием, но не царством и властью, так как Аллах говорит об этом в Коране:

وَلَقَدْ آَتَيْنَا دَاوُودَ وَسُلَيْمَانَ عِلْمًا

(смысл): «Мы наделили пророка Давуда  и пророка Сулаймана   знанием для вынесения решений и знанием всего, что касается животных».

Это и является великим доводом в пользу ценности знаний». Еще Ибн  Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Пророку Сулайману (мир ему) дали права выбора между ильмом и царством. А он выбрал ильм и Аллах наделил его ильмом и царством».

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Двое – в степени пророчества: люди знания и люди джихада.  По поводу людей знания: они наставляют людей к тому, с чем пришли пророки (мир им). А по поводу людей джихада: они направляют людей с помощью мечей к тому, к чему призывали пророки (благословение Аллаха и милость им)».

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.