Согласно Шариату, таяммум – это один из видов ритуального очищения, который осуществляется путем протирания лица и рук землей с определенным намерением, соблюдая определенные условия. Это является снисходительностью (льготой) по отношению к тем, кто по каким-либо уважительным по Шариату причинам не может использовать воду для ритуального очищения. Этот вид очищения был дан исключительно общине Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).
Аллах Всевышний сказал в Коране:
«Выполняйте таяммум чистой землей» («Аль-Маидат», аят 6).
При отсутствии воды или если ее использование вредит здоровью человека, вместо частичного или полного омовения, делается таяммум.
Об этом сказано в Священном Коране:
Смысл: «Если вы не нашли воды, после того, как вы ее искали, то выполняйте таяммум чистой землей. Протрите ею свои лица и руки» («Аль-Маидат», аят 6).
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Дозволено нам молиться на чистой земле, и дозволено использовать ее для ритуального очищения – таяммум».
Виды таяммума
Таяммум бывает следующих видов:
1. Дозволенный, но не обязательный. Если у человека нет воды, кроме той, которая продается дороже, чем обычно, ему дозволено не покупать ее, даже если он имеет такую возможность, а совершить таяммум.
2. Обязательный. Таяммум обязателен в случае отсутствия воды или в том случае, если при использовании воды будет нанесен явный вред организму, то есть если человек может заболеть или болезнь может продлиться.
Отсутствие воды означает, во-первых, ее недоступность по причине каких-либо препятствий, например, из-за хищных зверей или врага. Или же вода есть, но ее хватает только для питья, в этом случае можно делать таяммум.
Во-вторых, явное отсутствие воды, когда человек не находит ее в близлежащей местности радиусом около 150 метров. В этом случае с него снимается обязанность поиска воды, если он убежден, что ее нет. Если же он предполагает, что у его спутников есть вода, то он должен попросить ее у них или даже купить, если имеет возможность. Если у них воды нет, то он осматривает территорию вокруг в радиусе 150 метров. Если он уверен в наличии воды на расстоянии не больше 6000 шагов, то он обязан искать ее, а если ему не удалось достать воду, то только после этого разрешается таяммум.
Условия, необходимые для выполнения таяммума:
1. Наступление времени намаза.
2. Определение Киблы до начала совершения таяммума.
3. Использование чистой земли, содержащей пыль.
Нельзя совершать таяммум землей, в которой содержатся нечистоты (например, в нее попала моча); использованной землей, то есть той, которой уже был совершен таяммум; смешанной с такими веществами, как, например, мука и т.п.
Порядок выполнения таяммума
Выполняющий таяммум должен быть уверен, что земля содержит пыль и не использована ранее для совершения таяммума (рис.1).
1. Обязательно ударить ладонями по земле и сделать намерение: «Я намереваюсь совершить таяммум, чтобы иметь право выполнить обязательный намаз». Намерение возникает в момент прикосновения рук к земле и продолжается до прикосновения к лицу (рис. 2).
2. Протереть пылью, оставшейся на ладонях от земли, все лицо (рис. 3).
3. Еще раз ударить ладонями по земле и протереть ими обе руки (ту часть, которая омывается при частичном омовении).
Рекомендуется сначала протирать правую руку, а затем левую (рис. 4).
Обязательно нужно быть уверенным в том, что земля достигла всех протираемых частей правой и левой рук (рис. 5 - 8), а также лица. В противном случае таяммум необходимо выполнить заново.
Обязательные действия таяммума
1. Перенесение земляной пыли на протираемую часть тела.
2. Намерение (например, совершение таяммума для того, чтобы иметь право выполнять обязательный намаз, или иметь право для совершения хождения вокруг Каабы (таваф), или иметь право прикасаться к Корану). Намерение необходимо сделать в момент прикосновения рук к земле, и оно должно сохраниться до прикосновения к любой части лица.
3. Протирание лица: если у человека есть борода, она протирается поверхностно.
4. Протирание рук до локтей включительно.
5. Соблюдение данной последовательности. Если руки были протерты до того, как было протерто лицо, то такой таяммум считается недействительным.
Желательные действия таяммума
1. Произнести «Исти‘азу» и «Басмалу».
2. Растопырить пальцы перед каждым ударом.
3. Вначале протереть правую руку, затем левую.
4. Не делать длительных перерывов между протиранием частей тела, как это определено в параграфе о частичном омовении.
5. Совершить намаз сразу после выполнения таяммума. Однако это условие становится обязательным для тех, у кого постоянный хадас. Потому что при постоянном хадасе намаз необходимо выполнять сразу после совершения омовения.
6. При первом ударе желательно (сунна) снять кольцо с пальца и обязательно снять его при втором ударе, для того чтобы палец не был изолирован от земляной пыли.
Обстоятельства, нарушающие таяммум
1. Таяммум нарушает все, что нарушает частичное омовение тела (вузуъ).
2. Обнаружение воды во время намаза.
Если человек сделал таяммум, не найдя воду там, где ее обычно бывает много, и затем во время совершения намаза увидел воду, то его таяммум нарушается. Если в этом месте появление воды редкость, то он продолжает намаз. Но лучше в этом случае совершить омовение, а затем выполнить намаз.
3. Вероотступничество.
Кто сделал таяммум, не найдя воду в местности, где ее редко не бывает, то ему необходимо повторить все намазы, выполненные с таяммумом. А если он находился в местности, где вода является редкостью, то он не должен возмещать намазы.
Таяммум необходимо делать перед каждым обязательным намазом, и нельзя, выполнив один раз таяммум, совершать более одного обязательного намаза. Однако с одним таяммумом дополнительных намазов (навафиль) можно совершать сколько угодно.
Передано от Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах!) следующее: «Таяммум совершается для каждого обязательного намаза, даже если не было хадаса (обстоятельств, нарушающих омовение)».
При отсутствии воды и земли или возможности соблюдать другие условия намаза, обязательный намаз совершается в знак уважения ко времени намаза даже без омовения (или без соблюдения других условий). Но потом, когда найдется вода (но не земля) или представится возможность исполнить другие условия, этот намаз выполняется в качестве долга.