Вопрос. Можно ли читать зикр, произнося «Аллах, Аллах», как этому учат шейхи мюридов?
Ответ: «Аллах» - это самое великое имя Всевышнего. Оно содержит смысл всех 99 прекраснейших имен Аллаха. В двух местах в Коране повелевается: «Поминай имя Господа твоего» (сура «аль-Музаммиль», аят 18 и сура «аль-Инсан», аят 25).
В достоверном хадисе, приводимом Муслимом, тоже говорится: «Пока на Земле будет человек, который произносит «Аллах, Аллах», Судный день не наступит». Разве может утверждать обратное человек, считающий себя мусульманином, кроме как в том случае, если он совсем не знает Коран и хадисы?
Вопрос. Соответствует ли Исламу зикр сердца, которому учат шейхи мюридов?
Ответ: Слово «зикр» означает поминание сердцем чего-либо. Коран и хадисы сплошь и рядом призывают нас поминать Аллаха. А в достоверном хадисе, приводимом Муслимом, говорится: «Аллах не смотрит на ваши тела (на вашу внешность), Он смотрит на ваши сердца». И как можно утверждать, что в Исламе нет поминания Аллаха сердцем? Неужели лучше, чтобы сердце было занято мирским, торговлей, деньгами и т.д., бесполезными мыслями и мечтами, чем поминанием Аллаха? Имам ан-Навави в книге «Аль-Азкар» пишет: «Лучше всего поминать Аллаха языком (устами) и сердцем. Но если поминать только одним из них, то лучше сердцем, чем языком». (Стр. 17).
В хадисе, приводимом имамом Ахмадом, говорится: «Лучшее поминание Аллаха – это поминание, совершенное тайно». И в Коране есть аят со смыслом: «Поминай Господа своего про себя (тайно)» (сура «аль-Араф», аят 205).
Изложенное выше и является основанием для исполнения зикра сердцем.
Вопрос. Шейхи учат мюридов читать каждый день определенное количество, например, по сто раз, «астахфируллах», «ля иляха илляллах» или салават. Разрешается ли такое в Исламе?
Ответ: Разрешается, ведь поручения с указанием конкретного количества и периодичности обычно исполняют.
В хадисе, приводимом аль-Бухари, говорится: «Аллах любит деяния, совершаемые регулярно». В достоверном хадисе, приводимом Муслимом, сказано, что Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Каждый день я по сто раз читаю “астахфируллах”». А в хадисе, приводимом ибн Наджаром, говорится, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Кто прочтет сто салаватов за меня, тому Аллах исполняет сто его нужд, 30 из них – этого света и 70 - Того света» (см. «Канзуль уммал», том 1, стр. 225). Исходя из этих и других подобных хадисов, истинные шейхи дают мюридам задания читать регулярно, в определенные периоды и в определенном количестве истихфар, зикр и салават с целью их духовного продвижения и совершенствования, то есть с целью лучшего служения Аллаху и приближения к Нему.
Вопрос. Можно ли писать талисман (сабаб) и носить его на теле?
Ответ: Талисманы (сабабы), которые содержат аяты Корана или дуа Пророка (мир ему и благословение), можно и писать, и носить на теле. Известный имам и хадисовед аль-Хафиз аль-Мунзири пишет: «Использование как лекарства и как сабаба (средство, повод) того, на чем написаны слова поминания Аллаха в ясной форме – это из деяний благодатных» (см. «Ат-таргиб ва ат-тархиб», том 4, стр. 155).
Известный сподвижник Пророка (мир ему и благословение) Абдуллах бин Умар (да будет доволен им Аллах) надевал на своих детей тавиз, то есть сабаб с такими записями, чтобы уберечь их от всего плохого. Надевать тавиз разрешали и известные табиины, такие как Ибн Сайрин, Ата, Муджахид, Заххак, Абу Джафар. Что касается тамиматов (амулетов), которые запрещает носить хадис, то они представляли собой кости, пуговицы, веточки и т.д., которые в доисламские времена прикрепляли арабы к своим детям с убеждением, что именно они оберегают их. Это – многобожие (ширк). Но писать как сабабы аяты Корана или дуа Пророка (мир ему и благословение) и надевать их с убеждением, что из-за их благодати убережет Аллах – этого Шариат не запрещает.
Вопрос. Можно ли читать Коран над могилой усопшего?
Ответ: Чтение Корана над могилой является сунной. В хадисе, приводимом Абу Давудом, говорится: «Читайте Коран над усопшим». В хадисе, приводимом Табрани, говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Когда умрет кто-либо из вас, несите его скорее на кладбище и читайте возле его головы суру «Аль-Фатиха», а у ног – конец суры «Аль-Бакара» (см. «Итхаф», том 10, стр. 285).
Имам аш-Шафии тоже прочитал весь Коран на могиле Лайса бину Саида (см. «Итхаф», том 10, стр. 283). И сподвижники Пророка (мир ему и благословение) из Медины (ансары), когда умирал человек из их среды, часто посещали его могилу для чтения там Корана (см. в книге имама ас-Суюти «Шарху-ссудур», стр. 311).
Вопрос. Следует ли во время чтения молитвы «ташаххуд» (ат-тахияту) в намазе все время шевелить вытянутым указательным пальцем?
Ответ: Имам Ахмад, Абу Давуд и Насаи приводят слова ибн Зубайра (да будет доволен им Аллах): «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) поднимал указательный палец и не шевелил им, и не отводил глаз от этого пальца». Имам ан-Навави в книге «Шарх аль-мухаззаб» пишет, что этот хадис достоверный (см. «Аль-Мизан», стр. 239). Поэтому сунной является приподнять этот палец и держать его в таком положении без движения. А хадис, в котором говорится, что этот палец для сатаны крепче железа, означает тяжесть для сатаны его указания на единобожие. Из этого хадиса не следует, что движением этого пальца наносятся удары по голове сатаны. Ведь сатана не кладет голову под палец совершающего намаз.
Вопрос. Какое расстояние должно быть между ступнями, когда стоишь в намазе?
Ответ: Нуман бин Башир сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) выравнивал наши ряды. Потом я увидел, что их (сподвижников) щиколотки, колени и плечи плотно касались друг друга». Этот хадис приводят имам Ахмад и Абу Давуд.
Чтобы плечи стоящих рядом в намазе людей плотно соприкасались, расстояние между их ногами должно составлять одну пядь. Если между ногами будет большее расстояние, как это делают некоторые, расставляя ноги на полметра друг от друга, тогда плечи стоящих рядом не будут соприкасаться и между ними останется пустое пространство. А это не соответствует сунне Пророка (мир ему и благословение). При совершении коллективного намаза следует стоять плотными рядами, не оставляя расстояния между стоящими, ибо, согласно хадису, приводимому Абу Давудом, Насаи и Ибн Хаббаном, пустоты, образованные между молящимися, занимают шайтаны, пробирающиеся между ними словно ягнята.
Вопрос. Можно ли читать молитвы (дуа) при совершении омовения?
Ответ: Чтение дуа – это высокочтимое поклонение. Поэтому при омовении можно читать молитвы, это даже хорошо.
Имам ан-Навави в книге «Аль-Азкар» пишет, что при этом хорошо читать молитву при омовении каждого из органов, ибо эти молитвы исходят от салафунов, то есть прежних благочестивых людей уммы (см. на стр. 39).
В «Шарх аль-Махалли» тоже написано: «В «Тарихе» Ибн Хаббана и в других книгах написано, что эти молитвы, по различным каналам, исходят от Пророка (мир ему и благословение). Правда, хадисы о них считаются слабыми, но дозволено следовать и слабым хадисам, если они о высокочтимых деяниях». (См. «Хашату кулюби», т.1, стр. 87-88).
Подобных вопросов очень много.
Можно ли просить шафаат у Пророка (мир ему и благословение)? Можно ли после возвещения азана читать вслух салават Пророку (мир ему и благословение)? Можно ли говорить «сайидина» перед произнесением имени Пророка (мир ему и благословение)? Можно ли совершать намаз аввабинов после вечернего намаза? Нужно ли возмещать сознательно пропущенные намазы? Можно ли совершать намазы-сунна, когда находишься в пути? Нужно ли читать молитву «аль-Кунут» в рассветном намазе? Можно ли пользоваться четками? Можно ли отправиться в путь для совершения зиярата? Нужно ли принимать тарикат? Нужно ли вступать под духовную опеку шейха? Можно ли читать молитву «Талькин» после похорон мусульманина? Имеют ли место караматы святых (авлия)? Посвящает ли Аллах авлия в какие-либо тайны?
На все эти перечисленные вопросы ответ утвердительный: да, можно, и для этого есть достаточные основания в Коране, хадисах и высказываниях имамов. Те, кто отрицают это, отклоняются от пути ахлу-ссунна валь-джамаа.
Дорогие братья, если вы столкнетесь с людьми, которые в этих вопросах упорно следуют еретикам, то оставьте их. Это их дело, и они сами за это ответят. Но если эти люди будут настаивать, что все должны поступать так же, как и они, и станут утверждать, что неследование им – это ширк, бид а, заблуждение и т.д., в таком случае мусульманам запрещено (харам) молчать, им следует ответить и указать на истину.
О Аллах, помоги всем мусульманам отличить истину от лжи, следовать за истиной и остерегаться ложного! О Аллах, сплоти всех мусульман вокруг Твоей истинной религии, очищенной от ереси! Амин!