Высказывания праведников о ценности знания

9 Сентябрь 2009
11176

Высказывания праведников о ценности знанияИсламские ученые стали досточтимыми благодаря знаниям. Знания являются самым ценным благом Аллаха, о чем сказано в  многочисленных аятах Корана, хадисах Пророка (мир ему и благословение), а также в высказываниях благочестивых предшественников, живших в первые триста лет Ислама.
'Али ибн Аби Талиб (да будет доволен им Аллах)  сказал: «Знание лучше богатства: знание защищает тебя, а богатство нуждается в твоей защите, знание - повелитель, а богатство подвластно ему, расходы уменьшают богатство, а знания увеличиваются от их расходования». 'Али ибн Абу Талиб  (да будет доволен им Аллах)  также говорил: «Ученый выше по достоинству постящегося днем и проводящего ночи в бдении, а также  борца  на пути Аллаха, ведь если умирает ученый, то в Исламе появляется брешь, которую не закроет никто, кроме ученого, замещающего его». Он же  (да будет доволен им Аллах)  сказал об этом стихами:

Лишь ученые досточтимы,
 Они - на правильном пути,
 И тем, кто ищет верный путь, -
 Они поводыри.
Достоинство каждого - в мере его знаний,
А невежды - враги ученым.
Так овладей же знаниями,
Чтобы жить с ними жизнью вечной.
Невежды - мертвы, а ученые - живы.

Абу аль-Асвад говорил: «Нет ничего дороже знаний: цари - правители людей, а ученые - правители царей».

Ибн 'Аббас (да будет доволен им Аллах)  сказал: «Пророк Сулайман (Соломон) сын Дауд (Давида) получил право выбора между знанием, богатством и властью и выбрал знание, и ему были дарованы вместе с ним и богатство и власть».

Ибн аль-Мубарака спросили: «Кто  такие люди?» Он ответил: «Ученые». Его спросили: «А кто цари?». Он ответил: «Воздерживающиеся от мирских благ (зуххад)». Его спросили: «А кто порочные люди?» Он сказал: «Те, кто насыщается земными благами под прикрытием религии».

Ибн аль-Myбарак не включил в число  людей достигших совершенства,  никого, кроме ученых, ибо особенностью, которой они отличаются от всех животных тварей, является знание, и человек является человеком только потому, что он облагорожен знаниями, а не по причине наличия у него  других качеств, коими  обладают и иные создания.

Один из ученых сказал: «О, если б я знал, что обрел тот, кто не усвоил знания, и чего лишился тот, кто обрел знания!?»

Фатх аль-Мосули ,  да смилуется над ним Аллах, спросил у окружающих: «Если больного лишить пищи, питья и лекарств, разве он не умрет?» Ему ответили: «Да, конечно». Он сказал: «Так же и сердце (душа) - если лишить его мудрости и знаний, то через три дня оно умрет». Истинно сказано. Действительно, так же, как пищей для тела является еда, пищей сердца являются знания и мудрость, на них зиждется его жизнь. Сердце того, кто потерял знание, поражено болезнью, и оно непременно умрет, но только человек не почувствует этого, так как любовь к мирской жизни и поглощенность ею лишают его чувства и ощущения, подобно тому, как сильный страх тотчас заглушает чувство боли от раны.

Ибн Мас'уд (да будет доволен им Аллах) говорил: «Приобретайте знание до того, как оно будет вознесено в небеса, а вознесение его - это исчезновение ученых. Клянусь Тем, в чьих руках моя душа, что те, которые пали смертью на пути Аллаха мучениками за веру, жаждут, чтобы их воскресил Аллах учеными, так как они видят честь, оказанную тем. Никто не рождается ученым, ибо Аллах дарует знание тем, кто стремится к нему».

Ибн 'Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Повторение науки в  часы ночи для меня милее, чем проведение всей ночи в молитвах». Аналогично также говорили Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) и Ахмад ибн Ханбал ,  да смилуется над ними Аллах!

Аль-Хасан аль-Басри в толковании слов Всевышнего Аллаха:

   ﴿ربَّنا ﺁتِنَا في الدنياَ حَسَنَةً وَفيِ الآَخِرَةِ حَسَنَةَ وَقِنَا عذَابَ النَّارِ﴾   سورة البقرة الاية 201

[Смысл]: «Господь наш! Даруй нам в мирской жизни добро и в загробной жизни добро и защити нас от мук Ада»,- сказал: «Добро в мирской жизни - это знание и поклонение Богу ('ибада), а добро в загробной жизни (аль-ахира) - это Рай».

Одного из мудрецов спросили: «Что лучше всего приберечь?» Он ответил: «То, что, если утонет твой корабль, выплывет с тобой», то есть знания. Говорят, что под затоплением корабля он имел в виду физическую смерть.

Аш-Шафи'и , да смилуется над ним Аллах, сказал: «Одним из достоинств знаний является то, что если кому-то припишут  хоть малую его часть, то он радуется, если же умалить хоть на малость чьи-либо знания, тот испытывает печаль». 'Умар ибн аль-Хаттаб  (да будет доволен им Аллах) говорил: «О люди, стремитесь к знаниям, ибо у Аллаха  есть одеяние для тех, кого Он любит. Того, кто стремится к чему-то из знаний, Аллах  облачает Своим одеянием и, если тот совершает грех, то Аллах трижды призывает его к раскаянию, чтобы не сорвать с него это одеяние». Аль-Ахнаф , да смилуется над ним Аллах, говорил: «Ученые приблизились к тому, чтобы быть владыками, а любое могущество, не подкрепленное знанием, неотвратимо обернется позором».

Аз-Зубайр ибн Абу Бакр рассказывал: «Мой отец написал мне, будучи в Ираке: «Ты стремись изучать науки. Если обеднеешь, то знания послужат тебе богатством, а если разбогатеешь, то они станут для тебя украшением». То же самое говорил мудрец Лукман в завещании своему сыну: «О, мой сын, составляй общество ученым, вплотную садись с ними, касаясь их обоими коленями, ибо Аллах оживляет сердца светом мудрости, подобно тому, как Он оживляет землю небесным ливнем». Некоторые мудрецы говорили: «Если умирает ученый, то оплакивают его и рыбы в море, и птицы в воздухе. Утрачивается его лик, но память о нем остается». Аз-Зухри , да смилуется над ним Аллах, говорил: «Знание великое дело, и его любят только сильные мужчины».

Суфьян ас-Саври сказал: «Нет ничего лучше для снискания милости Аллаха, чем поиски знаний». Еще Суфьян сказал одному арабу: «Горе вам! Ищите знания, ибо я боюсь, что знания уйдут от вас и перейдут к другим, а вы окажетесь в  унижении. Ищите знания, ведь это честь не только в этом мире, но и  в мире вечном».

Абу-д-Дарда’ (да будет доволен им Аллах) сказал: «Аллах одаряет знаниями счастливых людей». Ибн аль-Мукаффа  сказал: «Если  тебя уважают за деньги или власть, то не радуйся этому, так как уважение заканчивается, когда ты лишаешься денег и власти, но радуйся, если тебя уважают за знание религии».

Суфьян ас-Саври сказал: «Наилучшее занятие - это приобретение знаний, если  намерения  человека  являются правильными». Умар ибн Абдуль`азиз сказал: «Тот, кто совершает дела, не обладая знаниями, приносит больше вреда, чем пользы».

Аз-зухри говорил: «Нет лучшего  поклонения Аллаху, чем постижение Его религии».

Передают, что Ибн Вахб сказал: «Однажды, когда  я находился  у Малика ибн Аббаса, пришло время  желательной молитвы. Я собрал свои книги и встал, чтобы совершить намаз, а Малик спросил: «Что ты собираешься делать?» Я ответил: «Собираюсь совершить намаз». На что он ответил «Удивительно, ведь то, ради чего ты встал, не лучше того, чем ты был занят до этого, если твои намерения были правильными». Имам аш-Шафии сказал: «Приобретение знаний лучше дополнительной молитвы». Ибн ‘Аббас  говорил: «Я унижался, изыскивая знания, но стал высокочтимым при востребовании меня людьми».

Ибн аль-Мубарак, да смилуется над ним Аллах, говорил: «Я удивляюсь, как тот, кто не стремится к знаниям, может претендовать на достоинство?» Некоторые из мудрецов говорили: «Из людей никого я так не жалею, как двоих: человека, который стремится к знанию, но лишен способности его понять, и человека, который способен постичь знание, но не ищет его».

Абу ад-Дарда’ (да будет доволен им Аллах) говорил: «Изучение какого-либо вопроса в знании религии для меня предпочтительнее, чем проведение ночи в бдении». Он также говорил: «Ученый и обучающийся – соучастники добра, остальные из людей – люди дна, нет в них добра». Он также сказал: «Будь ученым, либо обучающимся, либо слушающим их, но не будь кем-то четвертым, иначе погибнешь».

‘Ата’   сказал: «Научное собрание искупает грех посещения семидесяти праздных сборищ».

‘Умар ибн аль-Хаттаб  говорил: «Смерть тысячи усердных в поклонении Богу, проводящих ночи в бдениях (молитвах) и постящихся днем, менее значительна, чем смерть ученого, сведущего в различении разрешенного (халал) и запретного (харам)».  Абу ад-Дарда’ говорил: «Кто считает, что отправление с раннего утра за поиском религиозного знания не есть борьба на пути Аллаха, то он ограничен умом и пониманием».

Один ученый сказал: «Достоинством знания и отречения от мира является то, что Великий и Всемогущий Аллах дарует это лишь тем, кто заслужил их по праву. Знание приводит человека к пониманию красоты достойных дел, которых он должен совершать; к пониманию мерзости дурных поступков, от которых он должен отстраняться. Следовательно, каждое достоинство должно в какой-то мере иметь отношение к знанию, а каждый порок к невежеству».

‘Али ибн Аби Талиб (ум. 42/661) – четвертый праведный халиф, двоюродный брат и зять Пророка Мухаммада.

Абу аль-Асвад ад-Дуали (ум. 69/688) – поэт из племени Дейль.  

Ибн аль-Мубарак ибн Вадых аль-Ханзала (118 – 181/735 – 796) – выдающийся суфий и участник борьбы за  веру  в Хорасане.

Абу Мухаммад Фатх ибн Са‘ид аль-Мосули (ум. 130/747) – видный суфий, соратник Бишра аль-Хариса аль-Хафи и ас-Сари ас-Сакати. Прославился набожностью и благочестием его жизнеописание составили аш-Ша‘рани и аль-Манави. 

Ибн Мас‘уд, Абу ‘Абд ар-Рахман ‘Абдаллах аль-Хазали (ум. 32/652.) – из числа ранних сподвижников Пророка Мухаммада служил ему на протяжении всей его жизни. Передал много хадисов.

Ахмад ибн Ханбал, Абу ‘Абдаллах (164 – 242/780 – 855) – эпоним догматико правового направления (мазхаба) ханбалитов. Автор ряда значительных сочинений, в том числе «муснада», сборника, содержащего более 30 тыс. хадисов.

Аш-Шафи‘и, Абу ‘Абдаллах Мухаммад ибн Идрис (151 – 206/767 – 820) – факих, мухаддис (хадисовед), эпоним догматико-правового толка (мазхаба) шафиитов, происходит из племени Курайш.

Абу Бакр аль-Ахнаф ибн Кайс ибн Му‘авийа ат-Тамими – видный ученый первых веков Ислама. Родился при жизни Пророка Мухаммада, но лично его не видел.

Аз-Зубайр ибн абу Бакр (186 – 256/ 800 – 869) – известен своей службой в качестве судьи в Мекке.  

Лукман аль-Хаким  – коранический персонаж, древний мудрец, в Коране приведено много его наставлений и его именем названа 31-я сура (Коран, 31:12/11 – 13/12, 16/15 – 19/18). 

Аз-Зухри (ум. 116/741) – передатчик хадисов.

Суфьян ас-Саври (Абу ‘Абдаллах) (ум. 162/778 году) – факих (мусульманский правовед), эпоним богословско-правового направления (мазхаба), который не сохранился, известный передатчик хадисов.

Известный ученый первых веков Ислама.

  Малик ибн Анас аль-Асбахи (95 – 180/713 – 795) – факих, мухаддис (хадисовед), эпоним маликитского мазхаба (богословско-правовой школы (толка)).

Абу Мухаммад ‘Ата’ ибн Абу Раббах (ум. 225/839) – один из известнейших передатчиков хадисов Пророка.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.