Собрания верующих, на которых восхваляется Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), рассказывается об особенностях и превосходствах, дарованных Всевышним только ему (мир ему и благословение), а также выражается радость от того, что мы являемся представителями его уммы – стали называться мавлидами. Сподвижники Посланника Аллаха (мир ему и благословение) тоже собирались и восхваляли его, рассказывали о нём, радовались ему, но подобные собрания мавлидами не называли. Смыслом жизни сподвижников был Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), везде и всюду они говорили о нем. И как нелепы слова тех, кто запрещает проведение мавлидов!
Когда Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) совершил переселение из достопочтенной Мекки в лучезарную Медину, жители Медины встретили его, распевая известный всем нашид «Талааль бадру алайна», и Пророк (мир ему и благословение) не запретил им это. Это один из многочисленных примеров выражения радости сподвижниками Любимцу Аллаха (мир ему и благословение).
В месяце, в котором Пророку (мир ему и благословение) была дарована земная жизнь, часто проводятся мавлиды. Празднование мавлида – это один из благочестивых и богоугодных поступков в Исламе. В нем повествуется о жизни Пророка (мир ему и благословение) в стихотворной форме, читают истигфар (просьба о прощении грехов), зикр (поминание Аллаха), салават (молитва за Пророка (мир ему и благословение)), Коран. Впервые такие собрания стали носить официальный характер в местности Ирбиль, правитель которой был очень богобоязненным верующим.
Совершение подобных маджлисов одобрено такими выдающимися авторитетными учёными, поборниками сунны и борцами с новшествами, как аль-Хафиз ибн Хаджар Аскаляни, аль-Хафиз ас-Сахави, аль-Хафиз ас-Суюти и другие.
Аль-Хафиз ас-Суюти, говоря об отношении Шариата к проведению мавлидов, сказал: «Основой для проведения мавлидов является сбор людей, чтение отдельных сур, рассказы о тех знаменательных событиях, которые происходили в жизни Посланника Аллаха (мир ему и благословение). И это является одобряемым с точки зрения Шариата, т. к. проводится для возвеличивания Пророка Мухаммада (мир ему и благословение)». Также в хадисе сказано: «Основоположнику благого для Ислама запишется вознаграждение и за тех, кто будет следовать ему до Судного дня» (имам Муслим).
Проведение мавлида несёт в себе очень много пользы – это собрание мусульман для выражения радости, усиление братства и любви между верующими, раздача милостыни, способ получения знаний о Пророке (мир ему и благословение).
Но есть отрицающие дозволенность подобных собраний и мероприятий, они опираются на хадисы, истолкованные ими неправильно. В хадисе сказано: «Не возвеличивайте меня также чрезмерно, как это делают христиане по отношению к пророку Исе (мир ему)». Истинно верующий мусульманин не должен называть Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) сыном Бога. Именно так следует понимать этот хадис, а не подразумевать под ним запретность прославления и возвеличивания Пророка (мир ему и благословение) вообще.
Никто из мусульман никогда не относился к Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) так, как христиане относятся к пророку Исе (мир ему) и никогда мусульмане не называли Мухаммада (мир ему и благословение) недопустимыми эпитетами. Каждый верующий знает, что такое недопустимое возвеличивание кого-либо из созданий Аллаха выводит человека из веры. Следовательно, обвинения в адрес мусульман о чрезмерном возвеличивании Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) бессмысленны и беспочвенны.
Есть и такие, кто утверждает запретность собраний для восхваления Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Они полагают, что подобные собрания – новшество, запретное в Исламе. Но сами празднуют свои дни рождения и ходят к другим на такие торжества.
Невежество людей порой не знает границ. Некоторые, усердствуя в запрещении мероприятий, где люди собираются для восхваления Посланника Аллаха (мир ему и благословение), поминания Всевышнего, не запрещают собрания людей, которые сидят перед телевизором и обсуждают все, что показывают.
А что касается осуждения того, что мавлиды исполняются в стихотворной форме, так ведь Пророк (мир ему и благословение) сказал: «В стихах есть мудрость» (имам Бухари). Однажды Кахб ибн Зухайр исполнил назм (красноречивое повествование в стихотворной форме) перед Пророком (мир ему и благословение), за что тот подарил ибн Зухайру свой плащ. Также сообщается о том, как халиф Умар (да будет доволен им Аллах) вошёл в мечеть в то время, когда там читал стихи поэт Хасан бин Сабит (да будет доволен им Аллах). На осуждающий взгляд Умара Хасан ответил: «Я имел обычай декламировать стихи в мечети в присутствии того, кто был лучше тебя», подразумевая Посланника Аллаха (мир ему и благословение).
Имеется огромное количество хадисов о том, что сподвижники Пророка (мир ему и благословение) читали стихи в его присутствии. Имам Шафии говорил: «Стихи – суть речение, и то благое, что сказано, хорошо, а что сказано плохо, то плохо».
После всего вышесказанного складывается определение понятию «мавлид». Мавлид – это повествование о жизни Пророка (мир ему и благословение), его поступках, величайших его качествах и великих достоинствах. В этом суть и идея мавлида, которая существовала и во времена Пророка (мир ему и благословение). Иное дело, что не было термина, обозначавшего его, но при жизни Пророка (мир ему и благословение) не было и таких терминов, как например, фикх (исламское право), тафсир (толкование Корана), нахв (грамматика) и т. д.
Посему величайшую ошибку совершают те, кто считают проведение мавлида недопустимым.
Да воскресит нас Аллах и соберёт в Судный День под знаменем нашего любимца – Посланника Аллаха (мир ему и благословение)! Амин.
Асхабали Мурзаев