Один алим заметил, что некий бедняк пребывает в печали. Он спросил бедняка: «Почему ты печалишься?». Тот ответил: «Из-за бедности своей». Алим, перечисляя его части тела и органы, стал спрашивать его: «Ты бы отдал этот орган за такую-то сумму денег?», называя при этом большую сумму. Бедняк каждый раз отвечал: «Нет». Тогда алим сказал: «Разве можно печалиться, имея столько богатства?». И бедняк успокоился.
Всевышний одарил нас бесчисленным количеством благ, и если мы не хотим лишиться этих благ, если хотим их умножения, то нам следует быть за них благодарными Аллаху, то есть выражать Ему благодарность (шукр). Некоторые полагают, что для выражения благодарности достаточно произносить «Альхамдулиллах – хвала Аллаху». Согласно Шариату, благодарность Всевышнему выражают определенным образом. Об этом мы расскажем чуть позже, а для начала разъясним о ценности шукр.
В 70-ти аятах высокочтимого Корана говорится о шукр. Это свидетельствует о значимости и ценности его проявления. Перечислим некоторые достоинства шукр.
1. Кто проявляет шукр, тот убережен от мук (на том свете). Всевышний в Коране говорит (смысл): «Аллах не подвергнет вас мучениям, если вы будете благодарны и уверуете» (сура «ан-Ниса», аят 147).
2. Если мы проявим шукр, то Аллах не лишит нас благ, которыми Он нас одарил, напротив, Он умножит, расширит эти блага. Всевышний в Коране говорит (смысл): «Клянусь Моим Величием, если вы будете благодарны Мне, Я умножу вам блага, а если будете неблагодарны, поистине, наказание Мое очень сильно!» (сура «Ибрахим», аят 7).
3. Аллах благоволит рабу, проявляющему благодарность Ему. Всевышний в Коране говорит (смысл): «Если вы будете благодарны, Он будет доволен этой вашей благодарностью» (сура «аз-Зумар», аят 7).
Для человека нет большего блага, радости, счастья ни на этом, ни на том свете, чем довольство Всевышнего. Именно поэтому досточтимые любимцы Аллаха – авлия сами частенько повторяют и учат своих последователей часто произносить выражение (смысл): «О Боже, моя цель – это познание Тебя, и то, к чему я стремлюсь, – это Твое довольство». Довольство Аллаха – это рай в Раю. Для любимцев Аллаха, то есть для авлия, нет ничего более желанного, чем довольство Аллаха. Так вот, довольство Аллаха также достается рабу, проявляющему благодарность.
Различаются общие для всех людей и персональные для отдельного человека блага Всевышнего. Большинство людей обычно не замечает общие для всех и в то же время самые необходимые блага Аллаха, даже не считая их благами.
Общими для всех благами являются условия для жизни: солнце, воздух, климат, разум, здоровье, дыхание, еда, одежда и другие бесценные блага, коих бесчисленное множество. Как говорит имам аль-Газали, многие люди воспринимают это как должное.
Если же человек обладает персональным благом – большим домом, шикарной машиной, или занимает хорошую должность, пользуется популярностью и т.д., то и тогда он чаще всего неблагодарен Аллаху, вместо этого он гордится и имеет о себе высокое мнение.
Ценность общих для всех необходимых благ человек обычно осознает при их утере. Например, ценность здоровья осознается при болезни, зрения – при слепоте, сытости –во время голода, дыхания – при удушье и т.д. Разве это разумно?
Для того, чтобы мы осознавали ценность этих благ, Всевышний насылает на нас болезни, и затем излечивает от них, то есть, то лишает нас этих благ, то возвращает их нам.
В одном из хадисов говорится, что Аллах в Судный день велит ангелам вести счет тем благам, которыми одарил Аллах человека, занимавшегося поклонением в течение пятисот лет, не пропуская ни одного мига. Всевышний велит сравнить эти блага с поклонением того человека, равноценны ли они. И не сравнилось всё его поклонение, совершенное в течение пятисот лет, даже с одним благом, дарованным ему Аллахом – зрением. Поэтому мы должны быть благодарны за эти общие для всех блага и должны признаться в своем бессилии и воздать должную благодарность за них Аллаху.
Особенно великим благом, которым одарил нас Аллах, и за которое мы никогда не сможем воздать должную благодарность, является Ислам. Мы должны осознать величие этого блага, должны всегда радоваться ему и благодарить Аллаха за это и днем, и ночью.
Один из авлия нашел некоего человека лежащим в пустыне под палящими лучами солнца. Все тело его было покрыто гнойными язвами, в которых копошились мелкие насекомые. И в этом состоянии он без конца восхвалял и благодарил Аллаха. Подошедший говорит ему: «Я не вижу благ, которых бы тебя не лишили, а ты воздаешь хвалу и благодарность». Тот ответил: «Что бы я делал, если бы Аллах лишил меня имана (истинной веры) в сердце моем?».
Это означает, что иман и Ислам, которыми нас одарил Аллах, содержат в себе все блага земли и небес, это подтверждается и многими хадисами. В одном из них говорится, что полноценный намаз в два ракаата, совершенный мусульманином, лучше этого мира и всего, что в нем. Посланник Аллаха(мир ему и благословение) сказал, что однократное произнесение выражения «Субханаллахи вальхамдулиллахи ва ла илаха илла ллаху ва ллаху акбар» для него ценнее, чем все, чего коснулись лучи солнца. Достоверный хадис гласит, что за трехкратное чтение суры «Ихлас» воздается вознаграждение, как за чтение всего Корана. В достоверном хадисе, приводимом Муслимом, говорится, кто прочтет один салават за Пророка (мир ему и благословение), тому от Аллаха снизойдет десять салаватов (благ). В одном из хадисов говорится, что если прочитать «Ла хавла ва ла куввата илла биллах», то за каждое чтение этой молитвы будет посажено дерево в Раю. Другой хадис гласит, что за изречение благого слова воздается как за садака (пожертвование). Если выйти из дома с намерением отправиться в мечеть, то за каждый шаг записывается воздаяние, прощаются грехи и увеличиваются уровни райских благ. И наконец, есть хадис о том, что раскроются все восемь ворот Рая тому, кто искренне, от сердца произнесет «Ла илаха илла Ллах» (Тирмизи).
Коротко говоря, какое бы доброе деяние ни совершил мусульманин ради Всевышнего, это для него лучше мира сего и всего, что в нем.
Такими великими благами одарил Аллах мусульман. Но некоторые мусульмане не только не благодарят Аллаха за эти блага, но тянутся к земным богатствам, которыми Аллах наделил некоторых неверных. Они подобны тому, кому позволено взять столько, сколько он пожелает драгоценностей, а он, вместо приобретения этих драгоценностей, присоединился к тем, кто собирает простые камушки, и усердствует в этом.
Дорогие братья, Аллах одарил нас жизненными благами, каких не было во времена Пророка (мир ему и благословение), его сподвижников, а также наших предков. Но нам и этого недостаточно, мы стремимся к еще большим земным благам, мечтаем о них, забывая при этом об Аллахе и не проявляя благодарности за Его бесчисленные блага. Не так хорош мир сей, как нам внушает шайтан. Поразмыслите над следующим фактом. Через каких-то пятьдесят лет подавляющее большинство из ныне живущих людей покинет этот мир. Мечты их окажутся бесплодными, они лишатся собранного богатства. Если мы забываем о мире вечном из-за земного, бренного мира, то разве это разумно?
Дорогие братья и сёстры! Мы призываем не упускать свободное время, проводя его в мечтах о земных благах. Каждый миг нашей жизни станет драгоценным, если мы научимся извлекать из него пользу. Но, к сожалению, мы часто упускаем не только миг, но и минуты, часы, месяцы и даже годы.
Да поможет нам Аллах быть благодарными за блага Его и провести жизнь так, чтобы Он был доволен нами! Амин.