Разница между тем, у кого есть устаз (духовный наставник) и между тем, у кого его нет.
Был купец, который утверждал, что поминать Всевышнего и совершать благие деяния, которые приведут к довольству Всевышнего, можно и без наставника, самостоятельно. У него был помощник – мюрид, который сопровождал его во всех торговых путешествиях и прилагал большие усилия, чтоб привести своего господина к устазу, но все его старания были безуспешными.
Однажды мюрид решил показать хозяину пример явной пользы устаза. Он настоял на том, чтобы хозяин отправился в тот город, на который ему укажет он сам, утверждая, что там торговля идет особенно хорошо. Зная преданность и честность своего подчинённого, купец согласился. Вот они вышли с караваном, прошли полпути, и тут помощник признался, что дорогу не помнит. Им пришлось трудно – тяжёлая дорога, провизия и вода закончились, материальные расходы были превышены вдвое.
Наконец они дошли до этого города. В городе же оказалось, что основная деятельность жителей - торговля и на товар незнакомого купца они даже смотреть не захотели. И тогда разочарованный, оказавшийся в огромном убытке купец, не зная, что делать, обратился к своему подчинённому, чтоб тот объяснил причину своего поступка. А мюрид ему ответил: «Теперь ты разорён и с тобой у меня ничего не получится, только пустая трата времени, я ухожу с другим караваном». Не имея средств на обратную дорогу и никого, к кому можно было бы обратиться в чужом городе, потеряв надежду, купец провёл в таком состоянии пару дней. А через несколько дней вернулся его подчинённый и спросил, усвоил ли он урок для себя из случившегося, на что купец, не понимая, о чём тот говорит, задумался. Тогда мюрид сказал: «Ты человек, который старается достичь довольства Всевышнего, при этом, не вступая на путь наставника, без устаза, самостоятельно, а я – сатана, который твердит тебе, что тебе поможет и не надо идти к устазу. Точно так же, как и сатана, обещает тебе помощь, которую он вовсе не собирается оказывать, я тебе внушил отправиться в этот город. Так как я не знал дорогу туда, а просто тебя обманул, ты понёс большие убытки и прошёл через трудности в пути.
Точно так же на пути достижения любви Всевышнего ты встречаешься с такими трудностями, как гордость, показуха и другие, которые сжигают все твои благие деяния, как огонь сжигает дрова, но сатана тебе не помогает их избежать, а, наоборот, тебя в них ввергает. Мы с тобой дошли до города ни с чем, но ты надеялся, что всё вернёшь в городе, но и здесь твои надежды рухнули, так как в этом городе твой товар не нужен. Точно так же, идя вместе с сатаной, который внушает тебе огромные блага иного мира за совершение деяний, которые даже на миг не освобождаются от гордости и показухи, ты покинешь этот мир. Наступит Судный день, который является конечным пунктом и тебя воскресят, но тут ты и увидишь, что все твои деяния сожжены и у тебя нет ничего, но ты всё ещё надеешься на помощь от сатаны, который привёл тебя к этому, а сатана поступит так, как поступал со всеми своими последователями - отвернётся от тебя и скажет: «Я чист от тебя и не имею к тебе ни какого отношения, поистине я боюсь Всевышнего, Господа миров». Так я, бросив тебя, ушёл к другому каравану.
Но я вернулся и тут недалеко есть городок, в котором ты сможешь окупить все расходы и получить большую прибыль и мы вернёмся домой, но в Судный день ты не сможешь вернуться обратно и возобновить свои деяния, и помощь не придёт к тебе, потому что устаза у тебя нет, сатана сам ввергнут в ад, а Всевышний тебя отправит к тому, кому ты поклонялся. А ты поклонялся в первую очередь сатане, а потом каждому, перед которым ты хвастался, не имея при этом наставника, который тебе объяснит, что это гибель.
Вот и твоя гордость, из-за которой ты не отправился к устазу, видя в нём простого человека и принижая его степень, бросила тебя в ад и уже ничего не вернуть».
После этого купец, осознав суть тариката, осознав свою зря прожитую жизнь и поняв, что времени очень мало, взял средства на дорогу у своего подчинённого, и отправился к устазу, а мюрид, продав весь товар и получив большую прибыль для купца, вернулся домой.