Не жена ты мне больше, не жена...

17 Август 2010
16634

Троекратный развод

Не жена ты мне больше, не жена...Очень часто в наши дни можно встретиться с людьми, которые по вспыльчивости, не останавливаясь на одном разводе, дают сразу три. Что же в данном случае необходимо сделать? Согласно канонам Ислама и установлениям Шариата, если, дав три раза развод, муж желает продолжить свою жизнь со своей уже бывшей супругой, то чтобы она для него стала халалом (дозволенной), надо, чтобы она вышла замуж за другого, развелась, выждала срок Идды и только после этого бывший муж вновь может взять её замуж. Так велит Шариат.

Но появляются и такие, чьи знания не выходят за рамки маленьких брошюр, но которые начинают оспаривать это решение и выносят Фатву (заключение по шариатскому вопросу) о том, что данный таким образом развод считается только одним разводом. Веря им и ссылаясь на них, некоторые продолжают жить со своими бывшими, которые для них уже запретны. Поэтому в этой статье хотелось бы разъяснить слова и высказывания алимов по этому поводу, чтобы развеялись сомнения, которые появились у людей из-за таких спорщиков и «знатоков» Шариата.

Знайте же, что все салафы из сподвижников, табиинов, табиу табиинов, а также имамы четырёх мазхабов и большинство халафитов также в их число входят последователи четырёх мазхабов, и те, кто последовали за ними - Авзаий, Нахаий, Саврий, Исхак, Абу Савр, Абу Абид и многие другие, единогласны в том, что тот, кто даст жене три развода одной фразой («я даю тебе три развода») получает окончательный троекратный развод.

А ибн Салях передаёт единогласие в том, что нельзя следовать в шариатских решениях ни за кем, кроме имамов четырёх мазхабов, потому что они - люди, которые всю свою жизнь отдали разъяснению людям Шариата Всевышнего, разъяснению достоверного предания и недостоверного, чтобы люди были ограждены от выдумок, вымыслов и измышлений.

Какое же решение вынесли эти Имамы? Имамы четырёх мазхабов единодушно высказались в пользу того, что троекратный развод получается троекратным, а не однократным. И никому нельзя после них выдавать фетвы, противоречащие этим великим имамам, жившим в лучшие три столетия после Пророка (салляллаху аляйхи васаллям). Сами имамы мазхабов бранили тех, кто противоречил им в этом вопросе и говорили: «Это решение выбрали из мутаахирунов те, на которых не следует обращать внимания. И за ними последовали те, которых заблудил и принизил Аллах» (см. Тухфатуль Мухтадж ибн Хаджара).

Но среди имамов мазхаба есть единственное разногласие в том, запретен ли такой вид развода, т.е. дозволено ли сразу давать три развода, хотя сам развод и будет считаться действительным. Имам Абу Ханифа считает такой вид развода запретным, хоть если и воспользоваться им, он будет считаться действительным. Имам аш-Шафии считает такой вид развода дозволенным. Другие - Имам Ахмад и Имам Малик - считают такой вид развода нежелательным.

Ибн Умар говорит: «Я спросил Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям): «Если я дам три развода своей жене, дозволено ли мне вернуть её?». Он (салляллаху аляйхи васаллям) ответил: «Нет, она - табаюн, т.е. нельзя на ней жениться, пока она не выйдет замуж за другого» (Ахмад, 5/334).

Али и ибн Умар (да будет ими обоими доволен Аллах) говорили: «Если муж скажет: ты три раза свободна, или три раза баинат (та, на которой можно жениться лишь после её замужества за другим), или три раза запретна для меня, то она для него – харам, пока не выйдет замуж за другого (Байхаки, 7/344).

Умар, Абу Хурайра, ибн Аббас, ибн Шихаб (да будет доволен ими Аллах) и другие говорили: «Тот, кто три раза даст развод своей жене, не может вернуть её, пока она не выйдет замуж за другого» (Абу Давуд (2198), Байхаки (7/335), Абду Раззак (11071).

Ибн Аббас часто говорил тем, кто давал своим жёнам три развода до сближения с ними и приходил к нему с этим вопросом: «Приходите ко мне и говорите: О ибн Аббас, о ибн Аббас! В то время как Всевышний говорит:

و من يتق الله يجعل له مخرجا صورة الطلاق 2

Смысл: «Тому из вас, кто богобоязнен, Аллах покажет выход».

А ты не побоялся Аллаха и поэтому я не нахожу для тебя выхода. Ты ослушался Господа и поэтому стал твой развод окончательным, т.е. ты не вправе жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого» (передал Абу Давуд, 2197, Байхаки, 7/331).

Передают, что некий человек пришёл к Усману (да будет доволен им Аллах) и сказал: «Я дал сто разводов своей жене». На что Усман (да будет доволен им Аллах) ответил: «Три из них делают её для тебя запретной, а девяносто семь - это враждебность» (из книги «Аль Мусниф», 4/12-13, передал ибн Аби Шайбат).

У ибн Аббаса спросили о человеке, который дал своей жене тысячу разводов, на что он ответил: «Три из них делают её запретной для него, а за оставшиеся ему грех». (передал Дару Кутни, 4/14, Байхаки, 7/337, ибн Аби Шайбат, 4/12, Абду Раззак, 11353).

В книге «Кашфуль-Гумма», автором которой является Имам Шарани, говорится: «Это (т.е. упомянутое выше в этой книге) указывает на то, что три развода получится, если их сказать одним разом» (см. 2 том, стр. 138-139).

Ибн Хаджар Хайтами: «Если муж скажет: я дал тебе развод или ты разведена, и этим он намеревался получить два или три развода, то будет столько, сколько он хотел» (см. «Тухфатуль мухтадж», 8/47-48).

В ней же (т.е. в книге Тухфатуль Мухтадж) говорится: «И нет разногласия, с которым можно было бы считаться, в том, что три развода будут считаться действительными, если их объединить одним словом» («Тухфатуль мухтадж», 8/47-48).

Шейх Мухаммад ар-Рамали в книге «Нихаятуль-мухтадж» и Шейх Мухаммад Хатыб Аш-ширбини в книге «Мугниль-Мухтадж» говорят: «То, что получается три развода одним разом - это то, в чём согласились имамы мазхабов. И не рассматриваются слова шиитов и захиритов о том, что если дать три развода одним разводом, то это считается как один развод, даже если этого мнения придерживаются некоторые мутаахируны, на чьи слова не обращают внимания. И последует за их словами те, кого Аллах ввёл в заблуждение» («Нихаяту Рамали», 7/8, «Мугниль мухтадж», 3/409-410).

Имам Субкий говорит: «Ввели новшество некоторые люди нашего времени (имеется ввиду ибн Таймия) и говорят: если развод связать с каким-либо действием и усилить клятвой, то в этом случае не взимается ничего (развод не считается действительным), кроме штрафа за нарушение клятвы. Такого никто из имамов не говорил («Нихаяту Рамали», 7/8, «Мугниль мухтадж», 3/409-410).

В книге «Бугятуль-Мустаршид» выносится решение по следующему вопросу: «Один дал три развода своей жене и хочет последовать за словом того, который говорит, что развод считается только одним (имеется ввиду ибн Таймия)», не разрешается ему это (т.е. следовать за ибн Таймией). Его ошибочность признали алимы и согласились с тем, что такое действие недопустимо, т.к. это исходит от невежд («Бугятуль Мустаршидин», стр. 226).

Список книг и высказывания алимов можно продолжить, но мы ограничимся этим, чтобы не удлинять, т.к. вывод будет один и тот же: если дать развод на одном месте три раза, то он считается окончательным, т.е. троекратным.

Шииты, в том числе и некоторые захириты, говорят: «Если три раза дать развод на одном месте и одним словом, то он считается однократным». В книге «аль-Ишраф» некоторыми приверженцами нововведений говорится: «Троекратным разводом получается только лишь один развод». Это слово Мухаммада ибн Исхака, автора книги «аль Магази» и Хаджаджа ибн Артата. Они придерживаются хадиса, переданного ибн Исхаком от Давуда ибн аль-Хисина, Акрамата, Аббаса, который гласит: «Руканат ибн Абду Язид одним разом дал три развода и очень опечалился. И тогда Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) спросил его: «Как ты дал развод?». «Три раза на одном маджлисе» - ответил Руканат. И Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Поистине это считается одним разводом, поэтому если желаешь, верни её». И он её вернул.

Это приводят как доказательство своей правоты те, кто утверждает, что одним разводом считается развод, данный три раза на одном и том же месте.

Ответом на это будет следующее: «Во-первых, из вышеупомянутой фатвы ибн Аббаса и других доводов мы поняли, что развод в действительности будет считаться окончательно троекратным и что утверждающие обратное пребывают в заблуждении. Во-вторых, между ибн Исхаком и его Шейхом есть разногласия, т.е. в их передаче этого хадиса. Достоверный же хадис, переданный Абу Давудом, Тирмизи и ибн Маджахом звучит следующим образом: «Руканат дал развод своей жене разводом аль Баттат (далее мы разъясним смысл слова «аль Батат», но обратите внимание: Руканат дал не три развода, а дал развод аль Баттат). И тогда Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) заставил его поклясться, что он хотел одного развода. И после клятвы он вернул обратно свою жену. И во время правления Умара (да будет доволен им Аллах) он дал второй развод, а во время Усмана (да будет доволен им Аллах) - третий». Абу Давуд сказал: «Это предание более достоверное» (т.е. Абу Давуд передал и тот риваят, но говорит, что этот более достоверен) (Абу Давуд, 2208).

Так что же означает слово «аль Баттат»? В книге «Шархуль Муслим», автором которой является величайший богослов Имам ан-Навави, в разъяснении этого слова говорится: «Слово «аль Баттат» может использоваться как для однократного развода, так и для трёхкратного. И, возможно, автор, который передаёт тот слабый риваят хадиса, ошибочно подумал, что это слово означает троекратный развод и ошибся в этом» («Шарху Навави аляль Муслим», 10/70-71).

Думаю, полезной информацией для размышления будут слова величайшего богослова Имама ан-Навави, написанные им в толкованиях хадисов Муслима в опровержение тем, кто говорит, что троекратный развод будет считаться одним, а не окончательно троекратным: «Большинство алимов в довод тому, что данные три развода будут считаться окончательными, приводят слово Аллаха:

وَمَنْ يَتَعَدَّ حُدُودَ اللَّهِ فَقَدْ ظَلَمَ نَفْسَهُ لَا تَدْرِي لَعَلَّ اللَّهَ يُحْدِثُ بَعْدَ ذَلِكَ أَمْرًا سورة الطلاق1

Алимы в толковании данного аята говорят: «Смысл этого в том, что дающий развод начинает испытывать печаль, но не может убрать его, так как получился развод байнунат (окончательный троекратный развод, и чтобы жена для него стала дозволенной, ей необходимо выйти замуж за другого и только после развода с ним и окончания срока идды они могут вновь воссоединиться и создать семью). Если бы троекратный развод не имел бы силу и не считался действительным, то человек, давший его, не печалился бы, т.к. он был бы вправе вернуть свою жену (т.е. ей не нужно было бы выходить замуж за другого)».

«Также алимы как довод приводят хадис Руканата, что он дал талак своей жене разводом аль Баттат, - говорит Имам ан-Навави. И Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Ты не хотел один развод». На что Руканат ответил: «Клянусь Аллахом, один». Этот хадис доказывает, что если бы он хотел три развода, то они бы считались действительными. Иначе какой смысл в том, что Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) заставил поклясться Руканата в этом?».

Риваят же, который приводят противоречащие, в котором говорится, что Руканат дал три развода (а не один развод аль Баттат), то это риваят слабый, переданный от неизвестных людей. А достоверный риваят тот, который упомянут выше («Шарху Навави аляль Муслим», 10/70-71).

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.