Как следовать за сунной?
Вопрос: Пожалуйста, расскажите, что такое хадис и какая разница между слабым и сильным хадисом, и где применяются слабый, и где применяется сильный?
Ответ: Хадис - это то, что говорил, делал, одобрял Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям), а также то, что передают о его внешности. Слабый хадис - это тот хадис, у которого слабые передатчики, слабый хадис не отвечает нескольким требованиям предъявляемым к сахих хадисам (достоверным). Имам ан-Навави в «Арбаин» и в других книгах утверждает: «Учёные пришли к выводу о дозволенности следованию слабым хадисам». Это подтверждают ибн Хаджар Аль-Хайтами, Субки и другие. Условий следования слабым хадисам три:
1. Следование хадису должно быть в благих желательных деяниях, и надо, чтобы данный хадис не был слишком слабым.
2. Необходимо, чтобы хадис подпадал под общую основу. К примеру, известно, что после предвечернего намаза не совершается желательный намаз-ратибат. И если будет какой-либо слабый хадис, в котором говорится о желательности совершения такого намаза, то следовать ему нельзя, ибо этот хадис не попадает под общую основу, так как есть другие хадисы, отменяющие это.
3. Следуя слабому хадису, мы должны полагать, что может быть, Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) совершал или говорил это. Но 100% уверенности в этом не должно быть, чтобы не относить к Пророку (салляллаху аляйхи васаллям) того, чего он не совершал или не говорил. Эти условия приводит и имам Мухаммад ан-Навави Джави в комментариях к книге «Бидаят-уль-хидаят». По мнению мухаддисов, можно приводить слабый хадис без цепочки передатчиков и следовать ему только в благих деяниях, не поясняя, что он слабый, например, в рассказах, проповедях и т. п. Но в вопросах дозволенного и запретного, в вероубеждении (акыда) слабому хадису следовать нельзя. Рассказывающий слабый хадис без цепочки передатчиков не должен говорить, что действие, описываемое в нём, совершал Пророк (салляллаху аляйхи васаллям). Следует рассказывать слабый хадис в такой форме: «От такого-то передано такое-то» - и т. п. Это же относится и к тем хадисам, относительно которых есть сомнения по поводу их достоверности. Достоверному хадису следуют в вопросах дозволенного, запретного, обязательного, в вопросах об вероубеждении.