Допустимо ли искусственное зачатие в Исламе? Если да, то какие есть для него условия? На эти вопросы отвели ученые ДУМД

3 Август 2009
43647

Допустимо ли искусственное зачатие в Исламе? Если да, то какие есть для него условия?По данным статистики, мужской и женский факторы бесплодия практически с одинаковой частотой могут привести к бесплодному браку. Учитывая специфику проблемы, очень важно отметить, что только взаимопонимание супругов, обоюдная поддержка и соблюдение всех норм Шариата в таких вопросах могут послужить залогом успеха в процессе комплексного обследования и лечения бесплодия. Согласно статистике в России каждый пятый брак является бесплодным. Современная медицина разработала методы искусственного оплодотворения, которое в настоящее время становится все более распространенной процедурой.
С вопросом об искусственном зачатии к нам обратился житель Тюмени Махмуд Аббясов.

Как же относится шариат к подобным медицинским новшествам?

Инсеминация

В 1899 году английский анатом Джон Хантер впервые осуществил искусственную инсеминацию. Искусственная инсеминация – самый простой способ оплодотворения. Смысл этой процедуры в том, что сперму мужчины очищают от примесей, концентрируют и вводят непосредственно в полость матки. Дальше все идет естественным путем: сперматозоид перемещается к маточным трубам, где встречается со зрелой яйцеклеткой и оплодотворяет ее. К этому методу прибегают, когда сперматозоид не может самостоятельно добраться до яйцеклетки.

Инъекция

При тяжелых формах мужского бесплодия экстракорпоральное оплодотворение проводят с помощью ICSI – интрацитоплазматической инъекции сперматозоида. Этот метод позволяет в яйцеклетку сделать инъекцию одного отобранного сперматозоида. Такая процедура приводит к оплодотворению даже в том случае, когда у мужчины имеется всего лишь один жизнеспособный сперматозоид. В некоторых случаях его приходится извлекать непосредственно из яичек.

Суррогатное материнство

Суррогатное материнство – это перенос оплодотворенной яйцеклетки в матку с последующим развитием беременности.

Этот метод получил название ЭКО – экстракорпоральное оплодотворение.

Искусственное зачатие с помощью ЭКО возможно проводить практически при всех формах женского бесплодия: при повреждении маточных труб, гормональных, иммунных и иных нарушениях.

Врачи производят забор спермы у мужчины, после чего ее концентрируют. Затем половые клетки мужчины и женщины помещают в емкость с питательным раствором, где они соединяются при определенной температуре. Полученные эмбрионы проверяют на отсутствие дефектов, а затем переносят в матку чужой женщины, где они и развиваются дальше, как при естественной беременности.

Решение шариата

В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение), переданном со слов Усамы бин Шурейка, говорится: «Принимайте лекарства, рабы Аллаха, потому что Всевышний не послал такой болезни, для которой нет излечения, кроме старости» (имам Ахмад, Абу Давуд, ан-Насаи, ат-Тирмизи, Ибн Маджа). Ислам разрешает использовать для лечения определенные средства, и одним из них является искусственное оплодотворение жены. Однако это считается дозволенным при обязательном соблюдении определенных условий, когда зачатие естественным путем, по мнению специалистов, невозможно по причине болезни. Условия эти таковы:

Первое. Разрешается, если при оплодотворении используются сперма мужа и яйцеклетка жены.

Второе. Разрешается, если оплодотворенная яйцеклетка от мужа и жены или полученный в лабораторных условиях зародыш спермы мужа и яйцеклетки жены помещается в ее же матку (т. е. жены), от которой была взята яйцеклетка.

Третье. ЗАПРЕЩАЕТСЯ, если есть какие-либо сомнения в том, что сперма мужа и яйцеклетка жены подменены или смешаны с семенем другого мужчины.

При соблюдении всех трех условий на наступившую беременность распространяются все остальные религиозные предписания, в том числе, установленные сроки идда или траура по причине развода или смерти мужа, кровное родство, наследство и т. п.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ категорически перемещение полученной спермы мужа и яйцеклетки жены эмбриона для последующего развития в матку посторонней женщины, даже если эта женщина является второй третьей или четвертой женой того мужчины, у которого взята сперма. В Коране говорится (смысл): «…Мы выводим вас [из утробы ваших матерей] младенцами…» (сура «аль-Хадж», аят 5).

В этом аяте Аллах сделал материнство следствием зачатия и последующего развития именно в утробах женщин, т.е., законных матерей. Материнство – это одно неделимое целое.

Также категорически ЗАПРЕЩАЕТСЯ использование донорской спермы для оплодотворения жены.

Во всем, что запрещает Ислам, есть мудрость и польза. Ислам, запрещая прелюбодеяние (зина) и усыновление (удочерение), сохраняет родословную человека. И именно с такой целью Ислам запрещает (неполовой путь зачатия) при несоблюдении вышеперечисленных условий. Если же при искусственном оплодотворении не соблюдаются вышеупомянутые условия, то исламские ученые уподобляют это прелюбодеянию (зина). Родословную же ребенка, родившегося от прелюбодеяния, относят матери и такой ребенок, согласно исламскому шариату не получает права называться ребенком того, от кого его родила мать. На такого ребенка не распространяются ни кровное родство отца, ни наследство и т. д. Если же, полученный методами искусственного оплодотворения яйцеклетку оплодотворяют спермой чужого мужчины (не являющегося ее мужем), и потом полученный эмбрион переносят в матку другой женщине, то родословную ребенка, родившегося таким путем, не относят ни к матери, ни к отцу, т. к. материнство – одно целое и оно не делится.

Если же женщине введут сперму мужчины, который не является ее мужем, то родословную ребенка относят к матери, но не к отцу.

Мы призываем врачей и родителей подходить к этому вопросу со всей серьезностью и ответственностью, т. к., прибегая к таким методам и не учитывая вышесказанные условия, вы лишаете ребенка его законного рождения и родословной, родственных уз и наследства, и вы за это будете отвечать перед Аллахом. Священные тексты Корана и хадисы Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) в обязательной форме повелевают заботиться о чистоте рода ребенка, о его наследственности и т. д., и воздержаться от всего, что способствует разрушению этого.

Лучше всего в вопросе зачатия детей, как и во всех других вопросах уповать на волю Всевышнего. Тем, кому суждено увидеть этот свет, независимо от обстоятельств, будут рождены естественным путем. Терпение – половина веры.

Да поможет Вам Аллах!

Фетва, вынесенная каноническим отделом ДУМД

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.