Допустимо ли по Шариату вскрытие трупа и эксгумация человека ?

24 Июль 2009
7785

Вскрытие трупа и эксгумация человекаИногда в жизни люди сталкиваются с такими вопросами, на которые не возможно ответить, без помощи квалифицированных профессионалов. В нашем случае это ученые-богословы. К ним люди обращаются со сложными вопросами, чтобы получить на них ответы через призму ислама.

Вот некоторые из них: Допустимо ли по Шариату вскрытие трупа, открывание могилы человека? Как быть если умерла женщина, в утробе которой был ребенок? Разрешается ли переливание крови, пересадка органов, соединение (наращивание) костей человека костями животных, пересадка кожи, пересадка внутренних органов? На эти и другие вопросы исчерпывающие ответы дает Фетва, вынесенная каноническим отделом ДУМД.

Известный алим ибн Хаджар аль-Хайтами говорит: «Трудное положение дает право на облегчение». Открывание могилы человека или вскрытие трупа Шариатом разрешается по многим причинам. Например, это делается, если в могилу попало чужое имущество.

Или в таком случае, когда человека похоронили в чужой одежде, на чужой земле, а хозяин одежды или хозяин земли требует откопать этого человека для того, чтобы вернуть одежду, или требует откопать труп из его земли и перезахоронить на общем кладбище, или в другом месте – в этом случае нужно откопать его даже, если тело мертвого изменилось (начало истлевать). Но если нет савана или земли для повторного его захоронения, то тело нельзя откапывать, но необходимо оплатить хозяину стоимость этого савана или земли с наследства этого человека. А если нет наследства, то эту стоимость должен оплатить тот, кто должен был его (умершего) обеспечивать, если и у него нет, то с байтуль мала (мусульманская казна), если нет байтуль мала, то это возлагается на обеспеченных в материальном плане мусульман. Если человека похоронили, не омыв тело, или же положили в могилу, не повернув лицом в сторону Киблы, то его могилу нужно откопать, если тело еще не изменилось, потом помыть или повернуть в сторону Киблы – и заново похоронить. Если муж жене сказал: «Если ты родишь мальчика, то ты разведена одним разводом, а если девочку – то двумя разводами!», и если после того, как жена рожает ребенка мертвым и его похоронили, не определив его пол, то могилу этого младенца можно откопать для определения пола.

Если умерла женщина, в утробе которой был ребенок, то ее нельзя хоронить, не убедившись в том, что ребенок тоже мертв. Если умерла беременная женщина с определенным сроком беременности, и есть надежда что, будучи вытащен из живота, ребенок будет жить, то обязательно нужно извлечь его оттуда. Если вдруг ее похоронили вместе с ребенком, то необходимо откопать могилу, чтобы извлечь и вывести ребенка. А если нет надежды, что ребенок будет жить, то нельзя откапывать могилу и извлекать ребенка. Если ее еще не похоронили, и нет надежды, что ребенок будет жить (например, срок беременности был меньше 6 месяцев), то нельзя хоронить эту женщину, пока ребенок не умрет). Некоторые люди в таких ситуациях ставят на живот умершей тяжелые вещи, чтобы ребенок умер, но это делать запрещается (харам) («Тухфатуль Мухтадж»). Исходя из этих слов, известные алимы современности, такие как Саид Рамазан аль-Бути говорят следующее: В ситуациях, когда Шариат разрешает, а иногда и делает обязательным откапывание могилы или вскрытие трупа из-за перечисленных причин, то разрешить это для других крайне необходимых целей является наиподходящим. Например, нужно откапывать могилу в целях расследования, для того, чтобы снять, например, обвинение в убийстве.

Это разрешается, если такое откапывание и вскрытие не является издевательством над умершим и если делается с согласия родственников. Ислам также разрешает:

  1. переливание крови,
  2. пересадку органов,
  3. соединение (наращивание) кости человека костями животных,
  4. пересадку кожи,
  5. пересадку внутренних органов.

Все перечисленное разрешается, если в этом есть крайняя необходимость, если человек сам точно знает или же убежден преобладающим мнением специалистов, что, если он не сделает эту пересадку или переливание, то погибнет или причинит себе непоправимый вред.

Для такой процедуры необходимо согласие того, чей орган пересаживают и того, кому пересаживают. Если человек мертв и пересаживают его орган, то нужно его согласие перед смертью или согласие родственников после смерти.

Шариат ни в коем случае не допускает продавать свои органы, или органы близких людей и брать плату за это. В Шариате есть такое правило: «Трудное положение дает право на облегчение». На этом правиле основываются многие шариатские решения. Всевышний в Коране говорит (смысл): «Аллах желает вам облегчения, но не желает затруднения» (сура «аль-Бакара», аят 185). Всевышний также говорит (смысл): «Аллах не сделал вам в религии трудности» (сура «аль-Хадж», аят 78). Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Самая любимая религия для Аллаха – это искренняя, снисходительная религия». На этих аятах и на этом хадисе основываются многие шариатские решения, которые установлены для облегчения людям. Если бы не такого рода облегчения, то люди со слабым иманом, углубляясь в Ислам, сталкивались бы со многими трудностями, которые могут создать в их сердцах плохое мнение об Исламе. А что может быть труднее того, что связано со здоровьем человека или с экспертизой, которая может оправдать невинного человека. Например, если жизнь живого человека зависит от пересадки органа умершего человека, разве мы оставим этого человека умирать? Если жизнь и здоровье всего человечества зависят от медицинских исследований, включающих вскрытие мертвых, разве мы можем сказать, что этого делать нельзя, тем самым причинив боль и страдания многим больным? Если жизнь невинного человека, обвиненного в преступлении, у которого есть семья и дети, зависит от экспертизы путем вскрытия мертвого, разве мы можем покалечить жизнь такого человека? Разве так мы поступим или будем следовать шариатскому правилу? Конечно же, мы должны последовать правилу, и не дать людям попасть в трудное положение. Люди, которые занимаются вскрытием, должны быть людьми, понимающими значение и важность чести человека в Шариате. Человек, органы которого пересаживают другому, или которого вскрывают в медицинских целях, должен быть в первую очередь врагом мусульман. Если нет такого, то это должен быть человек, которого приговорили к смертной казни, и только тогда, если нет таких людей, можно производить все это с другим человеком. Каждый, кто занимается вскрытием мертвого или пересадкой органов, будь то врач, студент, эксперт, ответственен перед Аллахом. Особенно хочется пожелать врачам и студентам, чтобы они были богобоязненны в такого рода деле. Чтобы они оказывали уважение живому и мертвому человеку, которого Всевышний возвеличил над остальными творениями. В Коране говорится (смысл): «Мы возвеличили род человеческий…» (сура «аль-Исра, аят 79). Чтобы их целью было, в первую очередь, довольство Аллаха и польза всему человечеству.

Канонический отдел ДУМД.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.