Спасение от вечных страданий

29 Декабрь 2010
1756

Знания приносят пользу в обоих мирах.

Знания приносят пользу в обоих мирах.Любое дело, действие или движение, которое не основывается на знаниях - это хаос. Один мудрец сказал: «Ты хочешь дунья (мирское)? Учись! Ты хочешь ахират (счастье на Том свете)? Учись! Ты хочешь оба? Всё равно учись!» Ни дунья, ни ахират невозможно получить без знаний. О знаниях в Коране и в хадисах Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям) сказано очень много.

В этом мире люди различны: кто-то кого-то в чём-то превосходит, кто-то в богатстве, кто-то физической силой, влиянием и т. д. Но кому же принадлежит истинное превосходство? Об этом Всевышний в Коране говорит (смысл): «Разве равны те, кто знают - и те, кто не знают?». Также Аллах, обращаясь к Пророку Мухаммаду (салляллаху аляйхи васаллям), учит его молитве: «О мой Господь, преумножь мои знания!». Стремление к получению знаний - это желание Пророка (салляллаху аляйхи васаллям). Знания различны, есть знания, посредством которых мы решаем только мирские дела: от них человек не получает блаженства и наслаждения в мире вечном, но они необходимы в этом мире.

А мы речь ведём также и о тех знаниях, которые сохранят от ужасов Судного дня: знания об Аллахе открывают суть этого мира, то, что будет после этого мира, такие знания ведут по прямому пути, и эти знания дают счастье в обоих мирах. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) говорит: «Кому из Своих рабов Аллах желает благо - тому предоставляет понимание в религии». Если ты посредством этих знаний поклоняешься Всевышнему всё больше - вот это благо! Кто-то ошибочно предполагает, что благо - это когда он обретает успех в богатстве. Если бы, действительно, Аллах тебя полюбил, ты бы стал человеком знающим. А когда в мирских делах сопутствует успех и удача – это, наоборот, должно настораживать.

Потому что в мирском богатстве скрываются беды и невзгоды… и оно не всегда может быть средством твоего счастья в обоих мирах. В другом хадисе Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) говорит: «Вступившему на путь, в котором он ищет настоящие знания, Всевышний облегчит дорогу в Рай». Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) продолжает: «Какой бы народ ни собрался в одном из домов Аллаха - читать ли Книгу Аллаха или обучать чтению друг друга («Книга Аллаха» это не только Коран, но это все шариатские науки. А всем наукам основа - Коран), этих людей окружают ангелы и к ним нисходит внутреннее спокойствие, умиротворённость, какую невозможно описать» (Муслим). Это то состояние, про которое Абу Язид аль-Бастами сказал: «Если бы цари знали то состояние, которое мы вкушаем и испытываем, то эти цари саблями отвоевывали бы это состояние!». Всевышний в Коране говорит (смысл): «Воистину, Аллах ниспослал Своё спокойствие и умиротворённость - уверовавшим». В хадисе Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) говорится: «Воистину, ангелы расстилают свои крылья перед тем, кто ищет знания». Смысл этого в том, что они проявляют таким образом уважение и почтение. Представьте себе: ангелы, которые ни на миг не ослушиваются Аллаха, проявляют этому человеку уважение! В другом хадисе сказано: «Воистину, за знающего просят прощение все существа, что на небесах и на земле, даже рыбы в морях и океанах». Ещё в хадисе сказано: «Превосходство знающего над тем, кто постоянно поклоняется Всевышнему без знаний, подобно превосходству луны над остальными звёздами».

Под словом «ильм» мы подразумеваем не только знания, но и состояние души, стремление к довольству Аллаха. В хадисе сказано: «Кому из Своих рабов Аллах желает благо - тому предоставляет понимание в религии». Вот это понимание религии - то, что объединяет и знания и богобоязненность. В одном из хадисов Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) сказано: «Воистину, поиск знаний в течение одного часа превосходит всенощное поклонение Всевышнему, а поиск знаний за целый день - превосходит трёхмесячный пост».

Умар (да будет доволен им Аллах) - великий сподвижник Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) - говорит о знаниях следующее: «Стремитесь к поиску знаний, воистину, у Всевышнего есть особое облачение: того, кто обучится хотя бы одному разделу из этой науки, Всевышний облачит в это одеяние». У Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) спросили о джихаде (джихад, как известно - это приложение усилий во имя распространения Ислама), но спрашивающий имел в виду только вооружённый джихад. И он ответил: «Указать ли тебе на то, что лучше для тебя, чем это?» Далее Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) говорит: «Построить мечеть и обучать в нём Корану и Сунне Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) и знаниям нашей религии». Ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) говорит о маджлисе (собрании), где раскрывают знания: «Хорош же маджлис, в котором распространяются мудрость и милосердие!».

Муаз ибн Джабаль (да будет доволен им Аллах) в одном длинном рассказе говорит: «Изучайте знания: воистину, поиск знаний ради Аллаха - это богобоязненность, их поиск - это ибадат, обучение друг друга - это тасбих, спрашивать о науке - джихад, обучать этой науке – милостыня. Она тебя развлекает в одиночестве, она помощник в бедах, советник, когда ты нуждаешься в совете. Знания приближают тебя к степени ангелов, тебя восхваляет всё мёртвое и живое, за тебя просят прощение даже рыбы в воде». Далее он говорит: «Благодаря этой науке, поклоняются Аллаху, благодаря ей познают Единобожие, возвеличивают Аллаха, человек остерегается запретного, скрепляются родственные узы, распознаются халал и харам. Наука - предводитель поступков! Если перед нашими поступками нет предводителя знаний - поступки не имеют никакой цены. Любое поклонение обязательно должно следовать за знаниями. Будь это молитва, пост, или даже обычная твоя деятельность, торгуешь ли ты на рынке – всегда и везде надо следовать за знаниями».

Имам Хасан (да будет доволен им Аллах) говорит: «Если бы не знания, люди были бы, как… животные». Единственное живое существо на этой планете, способное размышлять - это человек. И Аллах выделил это существо разумом только для того, чтобы оно прибрело знание о своём Творце. И если это существо не достигло уровня, чтобы говорить «Мой Господь – Аллах!», то оно сравнивается с остальными.

Для чего ты появился на свет, куда путь держишь и каково твоё предназначение? – сама постановка таких вопросов и вот эти знания делают человека человеком. Яхья ибн Мааз, один из познавших Аллаха, сказал: «Учёные более милосердны к людям, нежели их родители». Его спросили, как это может быть? Он ответил: «Потому что родители опасаются за своих детей, лишь бы они не заболели, боятся бед этого мира, берегут детей только от опасностей этого мира, а учитель-алим бережёт их детей от опасностей Вечной жизни, спасает их от вечных страданий, наставляя на истинный путь!»

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.