Что говорит об этом Шариат?
Навестить больного, даже если у человека болят лишь глаза, согласно Исламу является сунной. Даже если больной не является вашим знакомым.
Относительно посещения больного в хадисе, переданном Абу Давудом и аль-Хакимом со слов Али бин Аби Талиба (да будет доволен им Аллах), говорится: «Если человек ночью отправится навестить больного, то вместе с ним выходят и семьдесят тысяч ангелов, которые до самого утра просят Всевышнего о прощении его грехов. Также отправляются семьдесят тысяч ангелов вместе с тем, кто вышел посетить больного утром, и они до наступления вечера просят об отпущении ему грехов».
Имам Абу Ханифа говорит, что целью упоминания в указанном хадисе количества ангелов является многочисленность просьб о прощении его грехов, а человек, который даже после того, как узнал о такой высокочтимости посещения больного, отказывается от него, является тем, кто лишился большого блага.
Случаи, когда навещать больного нежелательно.
Навещать больного-последователя запретных нововведений в религии является нежелательным.
Также нежелательно долго пребывать рядом с больным и часто ходить к нему, тем самым беспокоя его. Однако для родственника больного, друга, человека, который может утешить его, и для того, чьего ежедневного присутствия желает больной и чьё отсутствие станет тягостным для него, желательно всё же посещать больного и долго сидеть с ним.
Некоторые говорят, что якобы нехорошо посещать больного в среду, но это исходит от неверующих. Однако если, имея уважительную причину, в среду не получается навестить больного, то это совсем другое дело.
Действия, желательные при посещении больного.
Для навещающего больного сунной является сделать ему наставление, чтобы он проявлял терпение, и также желательно успокоить, утешить его, говоря, что по воле Аллаха он вылечится, рассказывать ему о большом вознаграждении, предназначенном ему за терпеливое перенесение этой болезни.
Относительно благого воздаяния больному один учёный говорил, что один час или день болезни для человека ценнее, чем даже сорокалетнее ночное бдение, в течение которого он занимался богослужением. Однако смысл этого не в том, чтобы просить у Всевышнего болезни для себя, напротив, у Создателя нужно просить лишь здоровья, сохранности и благополучия.
Также сунной является молить Всевышнего о ниспослании исцеления для больного, на выздоровление которого есть хотя бы небольшая надежда. И самой высокочтимой из подобных молитв является семикратное чтение следующей молитвы:
«Я прошу у Великого Аллаха, Господа великого Арша, о ниспослании тебе исцеления».
Однако, как пишет аш-Шабрамулси, если последующая жизнь больного принесёт мусульманам много вреда, то не является сунной читать мольбу о его выздоровлении, даже нет ничего возбраняемого, если просить даже о его смерти.
Если больной не желает лечиться, принимать еду и питьё, то нежелательно его заставлять делать это, ибо подобные насильственные действия вызовут ещё больше неудобств и тягости для него. В хадисе Пророка (алайхи-ссаляту ва-ссалям) говорится: «Не заставляйте больных насильно пить и есть, их кормит и поит Сам Аллах».