О том, как нести и хоронить мёртвого согласно мазхабу имама Абу Ханифы
После того как за усопшего совершили джаназа-намаз, его кладут на носилки. Желательно, чтобы их несли четверо мужчин, оказывая тем самым уважение умершему, облегчая себе ношу и остерегаясь уподобить покойного иному грузу. Везти умершего на животном без уважительной причины является макрухом (нежелательным), маленького ребёнка несут на руках по одному, меняясь периодически между собой.
Желательно, чтобы каждый пронёс умершего хотя бы сорок шагов. Порядок несения носилок установлен следующим образом: тот, кто стоит впереди с левой стороны носилок (она же правая сторона умершего, потому что его несут на спине головой вперёд), кладёт их на правое плечо, точно так же поступает и стоящий за ним. А тот, кто стоит впереди с правой стороны, кладёт носилки на левое плечо, так же поступает и стоящий за ним.
Несущие носилки меняются местами по часовой стрелке через десять (по другому мнению – через сорок) шагов, и получается так, что каждый пронесёт покойного со всех четырёх сторон. Основой для этого служат хадисы пророка Мухаммада (мир ему и благословение), который сказал: «Тому, кто пронёс покойного сорок шагов, простятся сорок больших грехов» (Ибну Асакир). «Тот, кто пронёс умершего со всех четырёх сторон, тот исполнил свой долг перед ним» (Абдураззак).
Желательно также нести носилки быстрым шагом, следуя велению Пророка (мир ему и благословение): «Торопитесь похоронить умершего, так как если он был хорошим человеком, то этим вы ускорите получение им того вознаграждения, которое ожидает его, и он обрадуется ему, если же он был плохим человеком, то это зло, от которого вы поскорее избавитесь» (Бухари, Муслим, Абу Дауд). Этот хадис указывает на то, что с похоронами нужно спешить, а не оставлять усопшего на три дня, как это принято сейчас делать, ожидая приезда дальних родственников.
В похоронной процессии лучше идти сзади носилок, на которых несут покойного. Сопровождение носилок покойного сзади имеет такое же превосходство перед хождением впереди них, какое имеет фард-намаз перед сунной-намазом. Это подтверждается словами Али-асхаба: «Клянусь Тем, Кто послал Мухаммада (мир ему и благословение) с истиной, воистину превосходство идущего позади покойного над идущим впереди него такое же, как превосходство предписанного намаза над желательным». На это Абу Саид Аль-Худри спросил его: «Ты говоришь это исходя из своего собственного мнения или опираясь на слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение), которые ты слышал от него?» Али-асхаб разгневался и ответил: «Нет (я не говорю это от себя), клянусь Аллахом, я слышал их не один раз, и не два, и не три…» – и он продолжал счёт, пока не дошёл до семи. Тогда Абу Саид сказал ему: «Я видел Абу Бакра и Умара , они шли перед носилками». На что Али-асхаб сказал: «Да простит им обоим Аллах, они слышали это от Посланника Аллаха (мир ему и благословение) точно так же, как и я слышал. Воистину они оба лучшие из этой уммы, но они не захотели затруднять людей и пожелали облегчить им (проведение похорон)».
Порицательно поднимать голос, следуя за носилками с телом покойного, чтением Корана и зикра, и тем более плакать, причитать, рвать на себе одежду, а также восхвалять его. Крайне нежелательно (карахат-тахрим) следовать за носилками покойного женщинам. Мусульманский обряд погребения покойного обязывает всех, кто провожает, быть сдержанными в выражении скорби. Известно, что Пророк (мир ему и благословение) плакал, когда умер его сын Ибрахим, и сказал: «Глаза льют слёзы, сердце смиряется, и не надо говорить того, что приводит в гнев Аллаха. Поистине, Ибрахим, мы скорбим о тебе» (Аль-Бухари, Муслим). Тому, кто сидел, когда мимо проносили покойного, вставать не следует, если у него нет намерения сопровождать процессию. Нежелательно сопровождающим покойного садиться до тех пор, пока его носилки не положат на землю и не опустят в могилу.
Могилу копают в половину человеческого роста или до груди, но лучше будет, если выкопать ещё глубже, потому что этим увеличивается уверенность в том, что животные мёртвого не выкопают. Если грунт твёрдый и плотный, то в той стене могилы, что со стороны Киблы, устраивают ляхд (боковая выемка в стене могилы), в который укладывают усопшего. Углубление в центре могилы (шакк) делается только в том случае, если земля сыпучая и ляхд выкопать не получается, в этом случае можно воспользоваться гробом, и даже из железа, а на его дно нужно насыпать землю. Ханафитские учёные опираются в этом на слова Пророка (мир ему и благословение): «Могила с ляхдом для нас, а с шакк – для других» (Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи).
Опускают мёртвого в могилу со стороны Киблы. Тот, кто кладёт его в могилу, говорит: «Бисмилляхиуа алямиллятирасулиллях» («С именем Аллаха мы положили тебя, и по религии Посланника Аллаха (мир ему и благословение) вручили тебя Аллаху»). Допускается, чтобы в могилу для укладывания мёртвого спускалось как чётное, так и нечётное количество людей, но лучше, если их количество будет нечётным. Желательно, чтобы укладывающие мёртвого в могилу были физически сильными, надёжными – такими, что если случайно увидят какой-либо изъян на теле умершего, скроют это от других, – благочестивыми и не поддающимися страстям. Желательно, чтобы мужчины, укладывающие женщину, были для неё махрамами (родственниками, брачный союз с которыми запрещён Шариатом). Немусульманину и женщине спускаться в могилу не разрешено.
Мёртвого кладут в ляхд на правый бок в сторону Киблы. Пророк (мир ему и благословение) повелел: «Запретная мечеть ваша – Кибла – как при жизни, так и после смерти» (Абу Дауд). Далее развязывают повязки на его голове и ногах, потому что они нужны были для того, чтобы не раскрылся кафан, сейчас же в них нужды нет.
После этого закрывают ляхд. Желательно, если есть, закрыть ляхд необожжённым кирпичом из глины и камышом, так как некоторые учёные говорят о нежелательности закрывать его жжёным кирпичом и досками, потому что их часто используют только для красоты. Но если ляхд закрывают ими с целью защиты могилы от раскапывания её животными, то это не порицается. Передаётся следующее наставление Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Однажды он увидел отверстие в могиле и, взяв кирпич, вручил его могильщику, сказав: «Закрой этим отверстие, поистине Аллах любит мастера, который хорошо делает своё дело». Сообщается, что Саид бин аль-Ас сказал: «Закройте ляхд моей могилы необожжёнными кирпичами и тростником, как это было сделано в могиле Пророка (мир ему и благословение), а также в могилах Абу Бакра и Умара». Всё это необходимо делать для того, чтобы земля не падала на покойного.
Если хоронят женщину, то желательно до закрытия ляхда натянуть над могилой материал, чтобы посторонние не смотрели на покойную. Если же умерший – мужчина, то материалом покрывать могилу не следует, кроме как в тех случаях, когда спустившимся в могилу необходимо защититься от дождя, снега или жары.
После того как закрыли ляхд, сверху насыпают землю, и над могилой делается возвышение, но только не в виде прямоугольника, а дугообразно. Делать могилу прямоугольной порицается, поскольку так поступают люди Писания (христиане и иудеи). Высота возвышения над могилой должна быть равной одной пяди или чуть выше. Нежелательно сыпать на могилу землю сверх той, что выкопали из неё. Можно побрызгать водой на могилу, так как это уплотняет землю и сохраняет её. Дозволено писать на каменной плите могилы то, что указывает на того, кто захоронен в ней, и дату его рождения и смерти. А разукрашивать её и расписывать всевозможными узорами порицается, ибо всё это делается лишь ради внешней красоты, а покойник уже не нуждается в ней (кроме того, это бесполезная трата денег). Порицается утрамбовывать могилу, сидеть или спать на ней и т. д.
Порицается хоронить в домах тех, кто умер в них, кроме пророков, так как это особенность только пророков (мир им). Дозволяется похоронить более одного умершего в одной могиле, если того требуют обстоятельства, но при этом каждого отделяют друг от друга землёй. Если кости человека истлели и превратись в землю, то на его месте можно похоронить другого, но нельзя ломать его кости, переносить, выкапывать и оставлять их на поверхности.
Если кто-то умер на корабле, а до берега ещё далеко настолько, что если его оставить, то живые могут получить вред, – в этом случае его моют, заворачивают в кафан, совершают джаназа-намаз и бросают в море правым боком в сторону Киблы.
Желательно хоронить человека в той местности, где он умер или был убит. И переносить мёртвого из одного города в другой нежелательно. А переносить его уже после того, как похоронили, запрещено, кроме как в том случае, если он был захоронён на чужой земле без разрешения её хозяина. Если мёртвого похоронили в чужой могиле, принадлежащей живому человеку, и эта могила находится в том месте, которое не является чьей-то собственностью, то мёртвого не выкапывают, а дают её хозяину цену за работу выкапывания могилы.
Разрешается раскопать могилу из-за какой-либо ценной вещи, которая случайно упала в неё во время закапывания или из-за кафана, в который был обвёрнут мёртвый и который был отнят у кого-либо. Но запрещается раскапывать её из-за того, что мёртвого положили не в сторону Киблы и не на правый бок.
(Марокъиль-Фалялях, имам Аш-Шурунбуляли).