بسم الله الرحمن الرحيم
Хвала Аллаху Господу миров, благословение и приветствие его Посланнику, нашему господину Мухаммаду, его семье, сподвижникам и всем тем, кто последовал его призыву.
В этой статье, если на то будет воля Аллаха, мы рассмотрим этику целования руки. К этому побудили нас разговоры невежд о том, что это якобы запрещено в Исламе и некоторые из них даже стали говорить, что целование руки - ширк. С помощью Аллаха мы приведём им ясные доводы из Сунны и слова великих учёных, а если и этого им будет мало, то пусть делают, что хотят. Мы говорим, и лишь от Аллаха успех!
Целование рук и ног Пророку (салляллаху аляйхи васаллям).
Один из иудеев сказал своему товарищу: «Отведи меня к этому Пророку», затем они пришли к Посланнику Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) и задали ему вопрос о девяти знамениях. В конце этого хадиса говорится: «И они поцеловали ему руку и ногу и сказали: «Свидетельствуем, что ты Пророк!»» (привёл имам Навави в книге «Риязу ссалихин», № 889. Этот хадис также привёл имам Тирмизи).
Аль Вазза‘ ибн Амир сказал: «Мы прибыли в (Медину) и нам указали на Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), тогда мы поспешили, чтобы поцеловать его руки и ноги» (привёл Имам Бухари в книге «Адаб уль муфрад», № 975).
Сообщается также, что ибн Умар сказал: «И мы подошли к Пророку (салляллаху аляйхи васаллям) и поцеловали ему руку» (привёл имам Навави в книге «Риязу ссалихин» № 890)
Целование рук и ног сподвижникам Пророка (салляллаху аляйхи васаллям).
Абдурахман ибн Зарин передаёт: «Однажды мы проходили рядом с холмом, и нам сказали, что здесь живёт Салама абн аль Аука‘, тогда мы зашли к нему и поприветствовали его. Он сказал: «Этими руками я присягнул Пророку (салляллаху аляйхи васаллям)». Тогда мы поцеловали его руки» (привёл Имам Бухари в книге «Адаб уль муфрад», № 973).
Передаётся, что Сабит сказал: «Я приходил к Анасу, и когда мне разрешали войти, я целовал его руки и глаза, говоря: «Эти руки и глаза мне дороги, как мой отец, ведь они касались Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) и видели его»» (привёл Имам ибн Хаджар в книге «Аль маталиб аль `алия»).
Передаётся от Сухайба: «Я видел, как Али целовал руки и ноги Аббаса» (привёл Имам Бухари в книге «Адаб уль муфрад», № 976).
Слова учёных о дозволенности целовании руки.
Привёл амир верующих в ильм хадис ибн Хаджара Аскаляни, что имам Малик сказал:
قال الإمام مالك: إن كانت - قُبلة يد الرجل - على وجه التكبر والتعظيم فمكروهة، وإن كانت على وجه القربة إلى الله لدينه أو لعلمه أو لشرفه فإن ذلك جائز
«Если целование руки человека высокомерного нежелательно, то целование руки человека за его знания, благочестивость и другие лучшие достоинства дозволено» («Фатх уль бари», том 11, стр.57).
قال الإمام النووي: تقبيل يد الرجل لزهده، وصلاحه وعلمه، أو شرفه، أو نحو ذلك من الأمور الدينية؛ لا يكره بل يستحب، فإن كان لغناه، أو شوكته، أو جاهه عند أهل الدنيا فمكروه شديد الكراهة
Шейх-уль-Ислам Имам ан-Навави сказал: «Целование руки мужчины за его отрешённость от мирского, за нравственность, знания, благочестивость и за другие восхваленные в нашей религии дела не является нежелательным, напротив, это желательно. Если же ради его богатства, могущества или же прославленности перед людьми, занятыми мирским, то это очень нежелательно» («Фатх уль бари», том 11, стр.57).
Был задан вопрос имаму Ахмаду о целовании руки, и он ответил:
قال المرزوي: سألت أبا عبد الله - الإمام أحمد بن حنبل - رحمه الله عن قُبلة اليد، فقال: إن كان على طريق التدين فلا بأس، قَبَّلَ أبو عبيدة يد عمر بن الخطاب رضي الله عنهما، وإن كان على طريق الدنيا فلا
«Если мотивом этого является религия, то ничего страшного в этом нет, так как Абу Убайда целовал руку Умара ибн Хаттаба. А если мотивом являются мирские интересы, то это нежелательно»» (привёл Мухаммад ас-Сафарини аль Ханбали в книге «Гида уль-альбаб шарх манзума аль-адаб»).
Ханиф Магомедов