Изучи единобожие прежде вопросов фикха

18 Ноябрь 2011
3264

Знание – основа всего

Изучи единобожие прежде вопросов фикхаМы знаем, что акида имама аль-Ашари – правильная акида, и нам нужно стараться распространять её. Распространять акиду можно так, как это делал Салахудин аль-Айюби до изгнания крестоносцев из Иерусалима. Он обучал акиде взрослых и детей, рассказывал мусульманам об ашаритской или матуридистской акидах, чтобы они запоминали саму акиду и её доводы. Таким образом, знания ахлю сунны, акиды ашаритов быстро распространялись в народе.

Противники ахлю сунны для распространения своей акиды преподают её, активно рассказывают о ней людям. Разве же мы не более достойны для распространения истинных знаний? Такие авторитетные учёные-суфии, как Джунайд, Рифаи, господин Гавс Абу Мадьян, следуя данной акиде, побуждали своих мюридов изучать её. По этому поводу господин ар-Рифаи сказал: «Вы держитесь за алимов», а господин Джунайд аль-Багдади уточнил: «Наш путь связан с Кораном и Сунной», господин же Рифаи добавил: «Путь, который противоречит нашему Шариату, – безбожный».

Знание – основа всего, суфий не станет суфием, если не изучит знания. Как-то имам аш-Шафии рассказывал одному человеку о вероубеждении. На что тот, всё же признав его преимущество и силу, сказал: «О Абу Абдиллях (имам аш-Шафии), эта речь о вероубеждении, а не о запрете и дозволенности». Имам аш-Шафии ответил ему: «Изучи сначала основы вероубеждения, затем – остальное». Изучи тавхид (единобожие) прежде вопросов фикха, потому что знание тавхида – это основа. Поэтому господин Абу Ханифа, назвав свою книгу «Фикху аль-Акбар», уточнил: «Знай, что наука о вероубеждении достойнее, чем наука фикха». Господин же Абу Хасан аль-Ашари говорит: «Первое, что человеку необходимо изучить, – это знания об Аллахе, Его Посланнике (мир ему и благословение) и религии».

Некоторые невежды думают, что у аль-Ашари были ошибки в книге. Господин аль-Байхаки был великим человеком, собравшим хадисы и фикх; Абу Саид Аляи о Байхаки сказал: «Не было после Байхаки и Даруктуни подобных им». Так вот, Байхаки сказал об имаме аль-Ашари: «Он не ввёл в религию Аллаха нововведений». Он не ошибался в вопросах вероубеждения, его акида чиста, это акида ахлю сунны, а кто желает об этом узнать более глубоко, может обратиться к книге Хафиза ибн Асакира «Табийну казиби аль-Муфтари фи ма нусиба ли-имам Абул Хасан аль-Ашари». В ней полностью раскрыта акида имама аль-Ашари и разъяснены его доводы.

Однако книги имама аль-Ашари были подвергнуты искажениям, особенно «Аль-Ибана», так как она была очень распространена и её многократно размножали. Противники акиды аль-Ашари добавляли в неё собственное понимание, и в таком виде данная книга была неоднократно издана в Египте, Ливане и других странах. Сегодня она продаётся в искажённой версии, и опираться на неё как на достоверные данные нельзя. Например, в этой книге добавили выражение: «Единогласны все мусульмане: при желании взмолиться Аллаху они говорят о находящемся на небе». Называть же местонахождение Аллаха не допускается, Аллах – Творец небес, может ли Он нуждаться в нём?

Хафиз Имам ан-Навави сказал: «Если кяфир скажет: “Нет божества, кроме того, который обитает на небе», то он не считается мусульманином, также (не считается мусульманином) если скажет: “Нет божества, кроме Аллаха, обитающего на небе”, потому что место не допустимо Аллаху» (Равзату ат-Талибин, № 10/85).

Это акида аль-Ашари. Но, как мы уже сказали, некоторые его книги были подвергнуты искажениям. Поэтому книги по вере желательно читать не самому, а изучать их вместе с учителем, который объяснит что надо, поправит, укажет на греховное, чтобы остеречься его, укажет на благое, чтобы совершать его. Да поможет нам Аллах!

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.