Тот, кто больше всех спешит давать фетвы, больше всех поспешит в Огонь
Сегодня многие, прочитав пару книг, активно стараются в разных вопросах давать фетвы и к тому же утверждать, что именно они правы. Ниже приведём отношение наших праведных предков (саляфу салих) к вынесению фетв: они испытывали чувство, похожее на ненависть, к тому, кто чрезмерно выпячивал себя, стремясь выдать фетву по любому поводу.
Ибн Ляхия рассказал, что Убайдулла ибн Абу Джафар передал от Пророка (мир ему и благословение): «Тот, кто самый отважный из вас в выдаче фетв, будет самым отважным в отправлении в огонь (т. е. тот, кто больше всех спешит давать фетвы, больше всех поспешит в Огонь)» (Дарими, № 1/57. Согласно мухаддисам, его цепочка передачи слабая).
Алькама говорит: «Они говорили: “Самый смелый из вас в выдаче фетв – это тот, у кого меньше всего знаний”».
Аль-Бараа однажды сказал: «Я встретил сто двадцать ансаров из сподвижников Посланника Аллаха (мир ему и благословение), и каждый из них, когда его спрашивали о чём-то, желал, чтобы кто-то другой удовлетворил спрашивающего вместо него (ответом)» (Дарими, № 1/53; Ибн Абдуль-Барр в Джами, № 2/163). Однако это высказывание Абдуррахмана ибн Аби Лейла, а не высказывание аль-Бараа, и его цепочка – сахих. Что касается высказывания аль-Бараа, то оно такое: «Я встретил 300 людей Бадра, и среди них не было никого, кто бы не любил, когда его освобождали от ответа, отвечая вместо него», –приводит Ибн аль-Мубарак в «Аз-Зухд» (№ 58), а также Ибн Саад (№ 6/11), который считается приемлемым передатчиком, однако он передаёт хадис, не утверждая, что слышал его напрямую).
В другом хадисе встречается добавление: «…и этот ссылался на другого, а тот ссылался на третьего, и так до тех пор, пока не доходило снова до первого».
Передаётся от Ибн Масуда (да будет доволен им Аллах): «Тот, кто даёт фетву людям по любому вопросу, – поистине сумасшедший» (Ибн Абдуль-Барр, № 2/164-165; аль-Хатыб в «Аль-Факих Валь-Мутафакких», № 2/197–198; Абу Хайтама в «Аль-Ильм», № 10, и его цепочка достоверная).
Умара ибн Абдуль-Азиза спросили, и он ответил: «Я не тот, кто спешит выдавать фетвы». Он также написал своим правителям: «Клянусь Аллахом, я не тот, кто жаждет выдачи фетв, до тех пор, пока я могу избегать этого».
Ибн Ямина сказал: «Это дело не для тех, кто любит, чтобы люди нуждались в них; это дело только для тех, кто любит, когда можно найти кого-то, чтобы занять его место». Также от него передаётся: «Больше всего знает о фетвах тот, кто большую часть времени молчит, а самый невежда – тот, кто всё время говорит про них» (аль-Хатыб в «Аль-Факих Валь-Мутафакких», № 2/166).
Суфьян ас-Саври однажды сказал: «Однажды мы встретились с учёными, и им было ненавистно отвечать на вопросы и давать религиозные заключения до тех пор, пока они не могли найти какой-то другой способ, чтобы не давать фетву. И если их освобождали от этой обязанности, то это было для них счастьем».
Имам Ахмад однажды сказал: «Кто выходит вперёд выдавать фетвы, тот выходит вперёд навстречу чему-то очень серьёзному, если только его не заставляет необходимость». Его спросили: «Так что же лучше для него: сказать или сохранить молчание?» Он сказал: «Нам больше нравится, когда он отстраняется». Тогда спросили: «А если есть необходимость?» Тогда он начал повторять: «Необходимость! Необходимость!» – и сказал: «Безопасней воздержаться».
Ар-Раби ибн Хайтам сказал: «О выдающий фетвы! Следи за тем, как ты выдаёшь их».
Амр ибн Динар сказал Катаду, когда тот стал давать фетвы: «Ты понимаешь, во что ты пустился? Ты встал между Аллахом и Его рабами и говоришь: “Это верно, а это неверно”» (аль-Хатыб в «Аль-Факих Валь-Мутафакких», № 2/168).
Ибн аль-Мункадир сказал: «Алим встаёт между Аллахом и Его творением, так пусть следит за тем, как он встаёт между ними» (аль-Хатыб в «Аль-Факих Валь-Мутафакких», цепочка достоверная).
Когда Ибн Сирина спрашивали о чём-то касающемся разрешённого и запретного, он менялся в лице, причём так сильно, будто бы это был другой человек (Ибн Саад, № 7/195; аль-Хатыб в «Аль-Факих Валь-Мутафакких», № 2/167; цепочка достоверная).
Когда Ибрахима ан-Нахаи спрашивали о чём-то, на его лице появлялось недовольство, и он говорил: «Вы что, не могли найти кого-то другого, кроме меня?» И он также говорил: «Я говорил, и если бы я мог найти способ не говорить, то я бы не говорил, и, поистине, то время, когда я был алимом Куфы, – плохое время» (приводит смысл Абу Хайсама в «Аль-Ильм», № 131).
Ибн Умар сказал: «Вы просите у нас фетвы так, как будто мы не будем спрошены о фетвах, которые мы вам давали» (аль-Фасави, № 1/490; аль-Хатыб в «Аль-Факих Валь-Мутафакких», № 2/168).
Мухаммад ибн Васиа сказал: «Первые, кого призовут к отчёту, – алимы».
Передаётся об имаме Малике (да смилуется над ним Аллах), что когда его спрашивали о чём-то, то он выглядел так, будто бы стоял между Раем и Адом» (аль-Хатыб в «Аль-Факих Валь-Мутафакких», № 2/167).
Один учёный сказал человеку, который давал фетвы: «Когда тебя спрашивают о чём-то, то пусть тебя беспокоит не удовлетворение спрашивающего, а своё спасение». (Это сказал Умар ибн Хала аз-Зурки, когда говорил с Рабия ибн Аби Абдуррахманом. Эту передачу приводят аль-Фасави, № 1/556-557; Абу Нуайм в «Аль-Хилья», № 3/260-261; аль-Хатыб в «Аль-Факих Валь-Мутафакких», № 2/169; цепочка достоверная.)
Другой сказал: «Если вас спросили о чём-то, сначала размышляйте. Если знаете ответ – говорите, в противном случае – молчите».
Поэтому те, кто выдаёт фетвы, должны осознавать, что они передают повеления Аллаха и Его запреты и что они будут призваны к отчёту и спрошены за это.
Все же высказывания праведных предшественников слишком многочисленны, чтобы их собрать и процитировать.
Из труда «Зло стремления к богатству и положению».
Автор: имам Ибн Раджаб аль-Ханбали
Источник: darulfikr.ru