Мы поднимаем много разных проблем, с которыми люди сталкиваются чуть ли не ежедневно. Иногда приходится повторять, что Ислам – это не только намаз, пост, хадж, закят, но и весь образ жизни. Время от времени нужно говорить о качестве того поклонения (ибадата), который нам Всевышний Аллах вменил в обязанность.
Сегодня хотелось бы поговорить о молитве, о намазе, а кроме того, не столько о канонических аспектах этого ибадата, сколько о смиренности, которой нам редко удаётся достичь, совершая намаз.
Понятие хушу’а в намазе – это смиренность в молитве; это не из достоинств намаза, а из обязательных составляющих частей молитвы, это душа намаза. Намаз без смиренности подобен телу без души. Намаз – это поклонение, которое мы совершаем ежедневно, и от этой ежедневности намаз немного превращается в обыденность, и это самое страшное – когда мы, совершая намаз ежедневно, начинаем меньше внимания уделять его содержанию, акцентируя внимание на его внешней атрибутике.
Мы уходим в обыденность и тем самым оставляем намаз без содержания, без души. И, как правило, таким образом мы не получаем никаких плодов от намаза. Более того, даже не замечаем, как его сделали: не успели вступить – уже заканчиваем, и ничего светлого в душе от этого не ощущаем. Это очень плохо, над этим надо работать.
О смиренности хотелось бы поговорить ещё и потому, что от намаза, который мы совершаем без должной смиренности, страдаем не только мы, но и всё общество. Потому что намаз, совершённый без должной смиренности, не принесёт тебе плодов, ты не станешь лучше, ты не станешь совершеннее, ты не станешь ближе ко Всевышнему Аллаху. И, как следствие, отношения между нами тоже будут страдать. В этом плане тут всё взаимосвязано: от намаза зависит всё состояние нашего общества. Если намаз не влияет на тебя одного, если он не меняет тебя, то не будет влиять на общество, и общество наше не станет лучше.
Мы уделяем намазу довольно много времени (совершаем омовение, готовимся к намазу, выжидаем время, находим место). И если в течение длительного времени человек таким образом совершает намаз, но не наполняет его должным содержанием, не испытывает в намазе хушу’а, смиренности, то все эти поклонения могут оказаться тщетными и не принятыми Всевышним Аллахом. Что может быть страшнее этого? Для многих людей делать намаз очень тяжело, легко делать намаз только для смиренных.
Об этом Всевышний в Коране говорит:
وَاسْتَعِينُوا بِالصَّبْرِ وَالصَّلَاةِ ۚ وَإِنَّهَا لَكَبِيرَةٌ إِلَّا عَلَى الْخَاشِعِينَ
(смысл): «Возьмите себе в помощь терпение и молитву, намаз. Воистину намаз тягостен только для не являющихся смиренными. Намаз для смиренных в удовольствие, а для несмиренных – в тягость» (сура «Аль-Бакара», аят 45).
Если убрать в сторону все канонические аспекты намаза, обратиться только к его сути и попытаться дать определение намазу, то мы приходим к тому, что намаз – это встреча со Всевышним Аллахом. Когда мы при вступлении в намаз говорим: «Аллаху акбар», – это означает, что Аллах превелик, Он превыше всего того, что сейчас тебя заботит или же заботило непосредственно до намаза. В намазе мы действительно живём настоящей жизнью, а всё, что вне намаза, – это дунья.
В хадисе от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаются слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Всевышний Аллах сказал (смысл): “Я разделил намаз между Мною и Моим рабом на две половины, и для Моего раба – то, о чём он Меня просит». И когда раб говорит: اَلرَّحْمَـٰنِ الرَّحِيمِ Аллах говорит (смысл): “Мой раб восхвалил Меня”. Когда раб говорит: إِيَّاكَ نَعْبُدُ وَإِيَّاكَ نَسْتَعِينُ Аллах говорит (смысл): “Это между Мною и Моим рабом, и Моему рабу – то, что он просит”».
В Коране Всевышний Аллах говорит:
وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنْسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ
Это означает: «Я создал джиннов и людей не иначе как для того, чтобы они Мне поклонялись» (сура «аз-Зарият», аят 56).
Самым выдающимся и обязательным поклонением в Исламе является намаз. Из этого можно сделать вывод, что, если намаз повторяется так часто, значит, Всевышний придаёт этому большое значение. В намазе мы, обращаясь к Творцу, наполняем свои сердца любовью к Нему. В сердце человека часто присутствуют тревога, одиночество, печаль, сомнения, и избавить наше сердце от этих горестей способно только поминание Создателя. И лучше всего будет поминать его в намазе.
Если не удаётся достичь должного хузура в молитве, то нужно стараться добиваться этого хотя бы с помощью тех, у кого это получается, т. е. ходить в мечеть, быть рядом с теми, у кого это смирение получается достичь. И Всевышний оказывает почтение тем, кто приходит в мечеть.
Всевышний Аллах говорит (смысл): «Воистину, мои дома на земле – это мечети», т. е. если человек ходит в мечеть и совершает намаз вместе с другими молящимися, это может способствовать увеличению смирения в намазе.
Какие же моменты лишают человека смиренности в намазе? Одни из таких моментов – это частые излишние движения в намазе.
Однажды Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) заметил человека, который в намазе играл своей бородой.
لو خشع قلب هذا لخشعت جوارحه
Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Если бы было смиренным сердце этого человека, то смиренным были бы и все его остальные органы».
Излишняя подвижность в намазе говорит о том, что нет смиренности в сердце человека, когда он совершает эту молитву. Нет смиренности и в случае, когда человек, делая намаз, о чём-то думает (о деньгах, о каких-то своих планах или же слушает весь тот разговор, который происходит рядом с ним). То состояние, которое мы испытываем в намазе, ни в коем случае не должно стать пределом для человека, ибо нет предела для совершенства состояния, которое можно испытывать в намазе. Поэтому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Мне в этом мире полюбились три вещи: благовония, мои супруги, и радостью моих очей является намаз».
Конечно, трудно достичь состояния смиренности в молитве, но, тем не менее, мы не должны стоять на месте, а должны стремиться к тому, чтобы намаз становился для нас радостью наших очей.
Естественно, сахабы, сподвижники Пророка (мир ему и благословение) и табиины уделяли огромное внимание намазу и тому, как они его исполняют. Рассказывают, что Абу Талха (да будет доволен им Аллах) молился у себя в саду, в котором было много деревьев, и его восхитила горлица, что летала среди них, пытаясь выскользнуть из переплетений ветвей. Он бросил взгляд на неё и забыл, сколько совершил ракаатов молитвы. Абу Талха (да будет доволен им Аллах) рассказал об этом Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) и сказал: «О Посланник Аллаха, этот сад – пожертвование, распорядись им так, как пожелаешь!».
Вот ещё некоторые примеры, как совершали сподвижники намаз, и их высказывания о смиренности в молитве. Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) говорил: «Воистину, человек совершает намаз в течение шестидесяти лет, и у него не принимается ни одна молитва». У него спросили: «Как это может быть?» Он ответил: «Он не делает добросовестно поясных, земных поклонов, недобросовестно стоит и не проявляет смиренности в намазе». Имам Ахмад говорил: «Наступят для людей такие времена, когда они вроде бы и будут совершать намаз, но в то же время и не будут его делать», – т. е. намаз совершают, но у него нет содержания. Имам аль-Газали сказал: «Воистину, человек совершает один поклон и полагает, что этот поклон приближает его ко Всевышнему, однако, клянусь Аллахом, если бы грех от этого поклона можно было бы распространить на людей этого города, этот грех погубил бы всех этих людей».
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), когда приходило время делать икамат, говорил: اقم الصلاة يا بلال ارحنا بها т. е. «Прочитай икамат и дай нам отдохнуть этим намазом», иначе говоря, чтобы мы встали на намаз и испытывали радость от совершения молитвы.
О смиренности в молитве можно много говорить, но нужно обратить внимание на такой важный момент: Всевышний в Коране обращается с велением не просто исполнять намаз, и в буквальном смысле возводить намаз!
Дай Аллах, чтобы с каждым разом наша молитва была лучше, качественнее! Да примет Всевышний все наши молитвы, которые мы исполняли и будем исполнять! Амин!
Материал подготовила Румият Муртазалиева,
студентка 1 курса отделения журналистики ИТиМО.