Аллах превыше того, чтобы занимать место

20 Июль 2010
2632

Аллах превыше того, чтобы занимать местоВопрос: Говорят ли люди ахлу сунны валь джамаа, особенно ашариты и матрудиты, что Аллах не занимает места?

Ответ: Я начинаю Именем Аллаха. Вся хвала принадлежит Аллаху, да пребудет благословение и приветствие над Посланником Аллаха (салляллаху аляйхи васллям), его семейством и сподвижникам! Да направит Аллах нас всех на то, что Он любит и чем Он будет доволен!

Да, люди ахлу сунны валь джамаа, особенно ашариты и матуридиты говорят, что Аллах не занимает места. Он самодостаточен и не нуждается в нём вообще. Некоторые уподобляющие Аллаха Его творениям говорят, что необходимо, чтоб для Аллаха было место, поскольку то, что не занимает место, не существует, тот же, кто отрицает, что Аллах не занимает места, отрицает существование Аллаха. Для убеждения этих людей «то, что не занимает места, не существует» нет довода согласно разуму, Корану и сунне - только воображение. Они воображают, что у Аллаха есть тело. Аллах не нуждается в каком-либо месте, как нуждается в этом какой-либо предмет. В достоверном хадисе говорится: «Был Аллах, и не было ничего кроме Него» (Бухари, №2953).

Затем Сам Аллах говорит, что является Творцом всякой вещи. Аллах был ДО сотворения места. Тот, кто утверждает, что Аллаху было место и что это место является несотворенным, противоречит аятам Корана: «Он – Первый и Последний» («аль-Хадид», аят 3), поскольку если это место не было бы сотворено, оно было бы упомянуто с сифатом «первый». Также противоречие аяту: «Аллах не нуждается в мирах (в людях, джиннах, ангелах и в их поклонении)» («аль-Имран», аят 97, тафсир аль-Джалалайн) и хадису, который мы упомянули. Если Он нуждался бы в месте, то Он нуждался бы в мирах. В хадисе говорится: «О Аллах, Ты первый и не было ничего до Тебя. Ты последний и нет ничего после Тебя. Ты явный и нет ничего над Тобой. Ты сокровенный и нет ничего под Тобой» (Муслим, №4888).

Таким образом, нужно понимать все аяты и хадисы, в которых в дословном переводе говорится, что Аллах находится где-либо. «Он с вами (знанием), где бы вы ни были» («аль-Хадид», аят 4, тафсир аль-Джалалайн). «А затем истава (как подобает Его величию) на Трон» («аль-Араф», аят 54). «Воистину, Он объемлет всякую вещь (знанием, могуществом, будет наказание кяфирам)» («Фуссилят», аят 54, тафсир аль-Джалалайн).

Аллах безначальный в Своей сущности и качествах: «Он – Первый и Последний, Высочайший и Ближайший. Он знает обо всякой вещи» («аль-Хадид», аят 3).

Фетва Махмуда Адмада аз-Зейна

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Аналитика
Мусульманка