Бисмиллаhи-р-рахмани-р-рахим!
Хвала Аллаху, сделавшему джихад с нафсом путём, ведущим человека к счастью в обоих мирах. Салат и салам Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение), которого Всевышний Аллах сделал посредником, показавшим людям этот путь к счастью, а также его сподвижникам и потомкам, явившим всему миру пример следования по этому пути.
Когда человек прекращает борьбу с нафсом и попадает в зависимость от страстей, для него закрываются врата, ведущие к счастью в обоих мирах. Многие, следуя страстям, полагают, что они строят счастье в этом мире. Это очевидная близорукость.
Что такое шахват?
В действительности же, чем больше человек следует страстям, тем дальше ускользает от него счастье этого мира. А затем, когда настаёт час смерти, от её неописуемой горечи он забывает обо всех удовольствиях бренного мира и самое главное – лишается счастья в вечном мире. Поэтому истинная радость и истинное счастье человека заключаются в борьбе с нафсом (в рамках исламского Шариата) и в укрощении своих страстей и желаний, то есть шахвата. Под термином «шахват» подразумевается всё, что приносит удовольствие, удовлетворение для плоти человека и от чего нет пользы ни для его религиозности, ни в смысле воздаяния, вознаграждения на том свете. А то, что доставляет удовольствие, удовлетворение плоти и в то же время приносит пользу для религиозности человека, а также пользу на том свете, шахватом не является, то есть Шариат не считает это шахватом и не порицает. Например, приём пищи при голоде, половые отношения с законной супругой (супругом), сон для отдыха тоже приносят удовольствие для человека. Но пользуясь ими в рамках Шариата и имея при этом соответствующее намерение, человек даже получает вознаграждение за них. Таким образом, шахватом, порицаемым Шариатом, является следование страстям, желаниям и прихотям плоти, которое не приносит пользы религиозности, и, более того, причиняет вред, если, например, увлёкшись страстями, не исполняет веления Аллаха.
Деградация нравов
Получившие широкое распространение в последнее время алкоголь, наркотики, внебрачные половые связи, стремление получить материальные и другие блага любыми путями и т.д., то есть все негативные явления, любое преступление – это результат повального следования страстям наших современников, результат отсутствия или недостаточности борьбы с нафсом у большинства из нас. Именно по этой причине не только получают массовое распространение разные негативные явления, но и сокращаются добрые, благие деяния: мечети почти пустуют, редкими качествами стали отзывчивость, благотворительность, стремление помочь нуждающимся и т.д.
А что творится в Махачкале – столице нашей республики? Производство и продажа алкоголя и табака стали неотъемлемой частью жизни нашего общества. Угрожающих размеров достигла наркомания, всюду появляются сауны, используемые как бордели, различного рода игорные заведения, развлекательные центры, рестораны и кафе, в которых предоставляется весь комплекс услуг для удовлетворения душевных пороков. Почему? Потому что наши люди активно пользуются услугами, предоставляемыми в этих заведениях. Мы не ведём борьбу с нафсом, не призываем к этому близких и знакомых. В то же время почти пустуют мечети – дома Аллаха, людей, готовых помогать нуждающимся, тоже очень мало.
Родители не жалеют денег на устройство детей в светские вузы, где, к большому сожалению, процветает весь комплекс душевных пороков, и в процессе учебы расходуют немалые деньги, в том числе и на взятки, но не так много желающих устроить своих детей в исламские учебные заведения, в которых обучают детей совершенно необходимым для них исламским наукам. Это показатель того, к чему мы стремимся – к бренному миру или вечному. Я не противник светских учебных заведений, они тоже нужны, необходимы. Но в большинстве из тех, что находятся в нашей республике, сегодня не столько дают знания, сколько продают дипломы за взятки, они стали местами деградации нравов. Несмотря на всё это, большинство родителей предпочитают такие светские учебные заведения исламским. То есть любовь к бренному миру ведёт к забвению мира вечного. Именно поэтому Пророк (мир ему и благословение) сказал, что любовь к мирскому – это основа всего порочного. Любовь к этому миру приводит мусульман к забвению Всевышнего Создателя, к забвению мира вечного.
Из-за увлеченности страстями большинство мусульман редко поминают Всевышнего Аллаха, намазы совершают с опозданием, до полуночи сидят перед телевизорами и зря проводят драгоценное время. Многие из богатых мусульман не жалеют денег на организацию торжеств разного рода, но нисколько не помогают распространению, развитию Ислама, строительству и функционированию мечетей и медресе. Молодые люди, которые не посещают исламские маджлисы и которым жалко потратить даже сто рублей ради Ислама, легко отдают тысячи рублей за билеты на концерты разных певцов. Молодые девушки не носят исламскую одежду, которая бы оберегала их честь и которую любит Всевышний Аллах. Слепо следуя моде, диктуемой Западом, они надевают одежду, которая не укрывает тела или облегает его так, что видны все очертания.
Дорогие братья! Шахват – это самое страшное оружие шайтана, с помощью которого он получает власть над сердцем человека и укрепляет свою армию. С помощью этого оружия он вводит в заблуждение людей, толкая их в пропасть. Именно поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение) порицал следование страстям, а в высокочтимом Коране говорится (смысл): «После них (то есть после людей благочестивых) появится народ, пренебрегающий молитвами и следующий страстям своим. Затем их охватит всё дурное, и они будут погублены и будут брошены в самую страшную пропасть Ада». (Сура 19, аят 59).
В другом аяте Корана говорится (смысл): «Те, кто следует страстям (т.е. кафиры), желают отклонить вас (мусульман) большим (сильным) отклонением от пути Истины». (Сура 4, аят 27).
Ещё в одном аяте Корана говорится (смысл): «Кто же более заблудший, чем тот, кто отказался от руководства Аллаха и следует страстям своим? Никто». (Сура 28, аят 50).
Многие аяты высокочтимого Корана повелевают сторониться тех, кто следует страстям своим. Иудейского учёного Бал‘ама, который отказался следовать аятам Аллаха и следовал своему шахвату, высокочтимый Коран уподобил псу, у которого язык всегда высунут.
В высокочтимом хадисе говорится: «Из всего того, чему поклоняются люди, то есть из земных идолов, самым нелюбимым для Аллаха является шахват (страсть, прихоти нафса)» (Хафиз Табарани).
Поэтому борьбу с нафсом, борьбу со страстями Коран и хадисы называют самым великим джихадом.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал своим сподвижникам, вернувшимся домой после из войны с кафирами: «Добро пожаловать! Вы вернулись с маленького джихада на большой джихад». Сподвижники спросили: «А что это за джихад?» Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Это джихад с нафсом». (Байхаки, Дайлами, Хатиб. См. «Аль-Батулат», стр. 43).
О том, что джихад с нафсом является самым великим джихадом, свидетельствует и следующий достоверный хадис: «Настоящий муджахид тот, кто совершает джихад со своим нафсом». (Тирмизи, Байхаки, Ибну Маджах).
Кто хочет быть наставленным на истинный путь Аллаха, тот должен вести джихад со своим нафсом.
В высокочтимом Коране говорится (смысл): «Те, кто совершает джихад ради Меня, – Я обязательно наставлю их на Мой путь». (Сура 19, аят 69).
Джихад, о котором говорится в данном аяте, – это джихад со своим нафсом, потому что этот аят был ниспослан в Мекке ещё до позволения джихада посредством военных действий.
Кто хочет обрести счастье в мире вечном, тот непременно должен вести джихад со своим нафсом. В высокочтимом Коране говорится (смысл): «Поистине, местом пребывания того, кто страшится предстояния перед Аллахом и оберегает свой нафс от следования страстям, является Рай». (Сура 79, аят 41).
Ещё в Коране говорится (смысл): «Не следуй страстям своим, ибо они собьют тебя с пути Аллаха». (Сура 26, аят 38).
Укрощение своих страстей тоже является джихадом с нафсом.
Ещё несколько десятков аятов Священного Корана призывают отказаться от следования страстям своим и критикуют тех, кто следует им. Например: 4:15; 7:176; 18:28; 20:16; 25:43; 28:50; 45:23; 5:77; 66150; 45:18; 6:56; 2:170; 2:145; 5:48; 5:49; 13:37; 23:71; 28:50; 30:29; 42:ё5; 47:14; 47:16; 54:3; 6:199.
Все эти аяты прямо или косвенно призывают нас к джихаду против нафса. Однако же находятся люди, которые критикуют истинных суфиев за то, что они называют джихад с нафсом самым большим джихадом. Фактически эти люди критикуют не истинных суфиев, а Коран и Сунну Пророка (мир ему и благословение).
Только после джихада с нафсом и покорения нафса сподвижники Пророка (мир ему и благословение) покорили третью часть мира и создали самое сильное, самое справедливое и самое богатое государство в мире – Исламский халифат. И в дальнейшем все настоящие военные джихады в истории Ислама осуществлялись только после победы в джихаде над нафсом. Так, Салахуддин Айюби сначала организовал специальные школы, в которых обучали молодёжь джихаду с нафсом, и только потом приступил к военному джихаду и освободил Байтул Мукаддас от иноверцев, отразил крестовые походы.
В наше время в подавляющем большинстве мусульмане оставили борьбу с нафсом, с его прихотями и желаниями, и шахват берёт верх над нами. Поэтому врагам Ислама удаётся манипулировать нами, используя разные пороки нафса. Одних они запугивают, других подкупают и превращают в агентов влияния, то есть в носителей их идеологии, или превращают в шпионов, третьих просто обманывают.
Именно то, что большинство мусульман сегодня следует не столько требованиям и нормам нашей общей истинной религии, сколько за индивидуальными, личными страстями и является причиной разрозненности мусульман, причиной слабости их позиции в современном мире.
Сегодня в мире живёт около полутора миллиарда мусульман, это около четверти жителей нашей планеты. На глазах такого количества мусульман горстка сионистов и их марионетки в политике на протяжении нескольких десятилетий терроризируют мусульман Палестины. Недавно они нагло напали на Ливан, бомбят ливанские города, гибнут сотни ни в чём не повинных людей. Всё это происходит потому, что мусульмане оставили борьбу со своим главным врагом, с врагом внутри себя, то есть с нафсом, и отошли от пути Аллаха.
Всемирно известный алим, имам ас-Сайид Мухаммад Муртаза аз-Забиди пишет: «Джихад с нафсом назван самым великим джихадом потому, что тот, кто не способен победить врага внутри себя, не может выиграть и внешнего врага. Как же он сможет победить внешнего врага, если он покорён врагом, который находится внутри себя». («Итхаф», т.7, стр. 413).
В той же книге написано, что смыслом джихада с нафсом является покорение его и принуждение совершать благие деяния, которыми Аллах бывает доволен.
Джихадом являются все деяния, совершаемые вопреки страстям, желаниям и прихотям нафса, во имя Аллаха, во исполнение Его велений. Например, если тот, кто не посещает мечеть, заставит себя ходить в мечеть – это является его джихадом. Изучение исламских наук, стремление узнать что-то новое из исламских наук и следование этому тоже есть джихад. Расходование средств на строительство и функционирование мечетей и медресе, на развитие Ислама вопреки нафсу, вопреки его любви к богатству – это тоже джихад. Воспитание детей в духе Ислама, прививание им любви к Аллаху и Пророку (мир ему и благословение) – это тоже джихад. Для тех, кто любит посещать различного рода развлекательные центры и заведения, такие как клубы, рестораны, кафе, игровые залы, казино, бордели под вывеской саун и т.д., – отказ от всего этого тоже есть самый большой джихад с их стороны. Если кто-то вопреки своему желанию откажется смотреть по телевизору вредные, с точки зрения Ислама, или бесполезные передачи – это тоже джихад. Частое поминание Аллаха, частое чтение салавата, совершение намазов-суннат, чтение Корана – это тоже джихад. Любовь к мусульманам, переживание за них, когда они в беде, сочувствие им, чтение мольбы за них – это тоже джихад. Добросовестное исполнение своей работы, как велит Шариат, честная торговля, добывание дозволенного (халал) пропитания – это тоже джихад. Ношение исламской одежды – это тоже джихад. Говоря коротко, отказ от всего чуждого Исламу, от следования западному образу жизни в том, что противоречит Исламу, следование во всем Шариату, ведение исламского образа жизни в условиях нашей республики – всё это является джихадом. Каждый мусульманин найдет поле для борьбы с нафсом, найдёт что улучшить, от чего отказаться во имя лучшего служения Всевышнему Аллаху. Поэтому каждому следует подумать, как ему вести борьбу с нафсом, да так, чтобы его успехи, последствия были весомыми.
Очевидно, что для ведения такого образа жизни необходимо любить Аллаха и его Посланника (мир ему и благословение), любить нашу религию и пути, указанные ею, и отказаться от слепого подражания большинству, от «стадной психологии», от ложных окостенелых стереотипов.
Дорогие братья, мы знаем, что Всевышний Аллах возвысил умму Мухаммада (мир ему и благословение) над другими умматами. Чем же Он возвысил нашу умму? Исламом! Поэтому, если мы, мусульмане, хотим, быть на высоте во всех отношениях, то должны строго придерживаться норм и требований Ислама. Но если мы станем предпочитать исламскому образу жизни другой, например, западный образ жизни, станем ориентироваться на чужие ценности, то Всевышний Аллах унизит нас, как это происходит в настоящее время. Ибо в этом случае мы сами предпочитаем Исламу, посредством которого Аллах возвысил нас, другой, антиисламский образ жизни.
Поскольку джихад с нафсом в рамках Шариата является самым великим джихадом, то он является и довольно трудным делом, а для преодоления трудностей мы обычно нуждаемся в помощи. Большую помощь в этом деле мусульмане получают от настоящего духовного наставника – устаза, шейха, от вступления под его духовную опеку, исполняя при этом добросовестно и вовремя его задания. Известный алим нашего времени аш-Шайх Мухаммад Абу Захрат пишет: «Мы, живя в нашем веке, более всех нуждаемся в истинном тасаввуфе, потому что наша молодёжь находится в плену страстей. А после того, как они попадают в полную зависимость от страстей, им не помогут ни проповеди, ни книги писателей, ни слова алимов. Чтобы покорить сердца таких молодых людей и направить их на правильный путь, им совершенно необходимы вступление под духовную опеку истинного шейха и его воспитание» («Аль-Мавсу‘ату-ль-Юсуфият», стр. 62).
Дорогие братья, я не призываю отказываться от хорошей еды, хорошей одежды, от работы, от учёбы в светских учебных заведениях. Всё это можно делать, но только не переступая рамки, границы Шариата, исполняя при этом обязательное и отказываясь от запретного. Если мы крепко будем держаться пути Аллаха, Он нам обещал счастье, благую жизнь и на этом и на том свете. Ведь Аллах выполняет обещанное. В высокочтимом Коране говорится (смысл): «Кто бы ни совершал деяния благие, будь он мужчина или женщина, уверовав истинной верой, Мы наделим его хорошей жизнью на этом свете и на том свете воздадим ему награду в соответствии с его лучшим деянием». (Сура 16, аят 97).
А в другом аяте Корана говорится (смысл): «Внимайте, авлия Аллаха, - поистине, они в безопасности и не будут они опечалены. Они – те, которые уверовали, оставили запретное, страшась Аллаха, и [также] исполняют обязательное. Им – радость великая и счастье и на этом, и на том свете». (Сура 10, аят 64).
Но если мы будем отдаляться от пути Аллаха, следуя страстям, как это делает большинство из нас, враги Ислама будут продолжать издеваться над мусульманами на этом свете, как это происходит ныне на Ближнем Востоке, а на том свете наши мучения будут ещё большими.
Дорогие братья! Всевышний Аллах возвёл человека на уровень между животными и ангелами. Он наделил животных шахватом, но обделил разумом и верой. Ангелов Аллах наделил разумом и чистой верой, но шахватом их не наделил. Человеку же Аллах дал и разум с верой, и шахват. Поэтому, если человек станет следовать шахвату, подчинив ему разум и веру, он опустится ниже уровня животных. Если же человек, укротив шахват, станет вести себя так, как велят ему разум и вера, то он возвысится выше уровня ангелов. Поэтому Всевышний Аллах в высокочтимом Коране говорит о кафирах (смысл): «Они едят подобно животным».
Ещё в высокочтимом Коране о них говорится (смысл): «Они подобны животным, они даже ещё более заблудшие, чем животные».
О, Всевышний Аллах, одари милостью Своей мусульман, наполни их сердца иманом, укрась тела их Исламом! Амин!