Брачный договор (никях)
Одним из предписаний Ислама для заключения брака является определение условий, которые регулируют процесс заключения брачных договоров, их содержание.
Каждый брачный договор имеет силу только при соблюдении определённых условий, описанных в Шариате (их знает имам, который будет совершать обряд никяха).
Это ясное свидетельство мудрости и совершенства Шариата, ведь его ниспослал Всевышний Аллах, Мудрый и Всезнающий, Ведающий то, что положено людям, и Предписывающий богоугодное в вере, в жизни земной и в ахирате.
Условия для заключения брачного договора
Для того чтобы брачный договор (никях) считался действительным по Шариату, необходимо соблюдать нижеследующие условия.
Первое. Произнесение определённых слов, посредством которых происходит бракосочетание.
Второе. Отсутствие препятствий для брака женщине, а именно:
а) чтобы не была близкой родственницей из числа тех, на которых запрещено жениться, будь то кровные, родные или молочные (мать, бабушка, сестра, дочь, тётя, племянница, тёща, дочь жены);
б) завершение времени идды после развода или смерти мужа;
в) вероисповедание Ислам, т. е. должна быть мусульманкой или женщиной Писания.
Мусульманину не разрешено жениться на огнепоклоннице, идолопоклоннице, вероотступнице, на девушке, отец которой огнепоклонник, а мать – из людей Писания, и наоборот.
Третье. Отсутствие препятствий для брака мужчине, а именно:
а) он не должен быть из числа тех, за которых женщине запрещено выйти замуж (отец, дедушка, брат, сын, племянник, свёкор, сын бывшего мужа);
б) у него не должно быть одновременно четыре жены (то есть, он не может взять пятую жену);
в) вероисповедание Ислам.
Четвёртое. Согласие девушки. В хадисе Пророка (мир ему и благословение) говорится: «Не выдают замуж вдову, пока она не повелит, не выдают замуж девственницу, пока не спросят её разрешения». Его спросили: «О Посланник Аллаха! А каково её разрешение?» Он ответил: «Её молчание» (Муслим, ат-Тирмизи).
В Шариате запрещается выдавать замуж девушку, которая ранее состояла в браке, если она на это не выразит своего согласия вслух. Если речь идёт о девственнице, то для её согласия достаточно её молчание, так как, возможно, она стесняется выразить своё согласие вслух. Также отец или дед (и никто другой) имеет право выдать девственницу замуж без её согласия за достойного человека, так как они более обеспокоены за неё и её благополучный брак.
Пятое. Опекун. Согласно высказыванию Пророка (мир ему и благословение): «Брак – только при наличии опекуна», вступать в брак без опекуна нельзя.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передают, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Не выдаёт женщина замуж женщину и не выдаёт замуж саму себя» (Ибн Маджа).
Опекун – это совершеннолетний, зрелый, находящийся в здравом уме праведный мужчина-мусульманин из числа родственников женщины по линии отца: отец, дед, родной брат, сын родного брата (племянник), родной брат отца (дядя), а также их сыновья и потомки. Если таковых нет или отсутствует тот опекун, который имеет право выдавать её замуж (т. е. находится на расстоянии 84 км и дальше), то девушку имеет право выдать замуж имам того населённого пункта, где находится девушка. Опекуном не может быть никто из братьев по материнской линии, ни их дети, ни дед по материнской линии, ни дядя, так как они не входят в число родственников по линии отца.
Опекуну невесты следует обратить внимание на качества жениха и не выдавать её замуж за того, кто известен своим дурным нравом или слабостью веры, или за того, кто не будет должным образом заботиться о ней. Если же кто-либо выдаст свою дочь замуж за несправедливого человека, нечестивца, приверженца нововведений в религии или того, кто склонен к совершению явных больших грехов, то он совершит преступление против своей религии и навлечёт на себя гнев Всевышнего за то, что не выполнил своего долга по отношению к тому, за кого он несёт ответственность. Один человек спросил у Хасана аль-Басри: «К моей дочери посватались несколько человек. За кого же из них мне выдать её замуж?» «За того, кто боится Аллаха. И если полюбит её, то будет уважать, а если возненавидит – не станет обижать», – ответил он. Если к девушке сватается достойный, подходящий ей по сословию, равенству рода, культуре, религии, стыдливости и свободе человек, а её отец без причины отказывается выдавать её замуж, и подобное повторяется несколько раз, в таком случае опекунство отца утрачивает силу, и выдать замуж её имеет право имам данного населённого пункта.
Шестое. Наличие двух свидетелей из числа праведных мужчин-мусульман при заключении никяха.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Нет никяха без валия и двух справедливых свидетелей» (аль-Байхаки).
Седьмое. Необходимость выплаты махра (калым).
Мухаммад Мухаммадов