Ценность «А‘узу биллахи…»

13 Сентябрь 2013
4627

قال تعالى: (فَإِذَا قَرَأْتَ الْقُرْآنَ فَاسْتَعِذْ بِاللَّهِ مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ) النحل: ٩٨

   [1] «А‘узу биллахи…»

Всевышний Аллах говорит (смысл): «О Пророк, приступая  к чтению  Корана, проси у  Аллаха защиты от шайтана». Этот  исти‘азат [2]  является первым откровением, ниспосланным  Пророку (мир ему и благословение).  То есть «А‘узу биллахи…» было ниспослано вместе с  «Бисмиллахи…» [3] , а потом – «Икра’…» [4] .

Поэтому для приступающего к чтению Корана является сунной сначала произнести «А‘узу биллахи…». Сказано также, что  это даже обязательно. Еще сказано: если произнести  «А‘узу биллахи …» хоть один раз в жизни, эта обязанность считается  исполненной. То есть одобряется произнести  «А‘узу биллахи …»  хотя бы один раз в жизни.

Если же спросят, в чем мудрость того, что произнесение  «А‘узу биллахи …» перед чтением Корана является сунной,  и с какой целью это делается, [то на это можно ответить  следующим образом].

Во-первых, это следование велению Аллаха.

Во-вторых, чтобы попасть, например, к правителю, необходимо получить от него разрешение, и не подобает разговаривать с ним, если изо рта исходит неприятный запах. Читающий Коран подобен посещающему правителя. Произнося исти‘азат,  он сначала просит у Аллаха разрешения на чтение Корана, просит также, чтобы он очистил уста и язык, опороченные такими  грехами, как ложь, сплетни, клевета и хула. 

Общеизвестно, что тот, у кого достаточно сил и способностей,  не нуждается в помощи других для победы над врагом, а кто лишен этого, тот вынужден обращаться за помощью. Поэтому раб,  произнося «А‘узу биллахи …», обращается к Аллаху с просьбой о  защите, зная, что не в силах защитить себя от шайтана, кроме  как с помощью  Аллаха, и признавая свою слабость и бессилие.

Произносить  «А‘узу биллахи …» необходимо в состоянии  хузура[5] . Недостаточно просто произносить это устами, с отвлеченным сердцем.

Шайтан, например, вводит в заблуждение в вероубеждении,  подобно тому как он ввел в заблуждение семьдесят два течения  из семидесяти трех в мусульманской умме. Еще он вводит в заблуждение в делах религии, то есть в исполнении предписаний  Аллаха, таких как намаз, пост, и в соблюдении Его велений и  запретов.  Шайтан вредит нам, подвергая болезням, несчастьям, трудностям, бедности и разным другим напастям. Поэтому нам подобает произносить «А‘узу биллахи …» в хузуре, мысленно обращаясь к Аллаху за защитой от всех этих напастей. Сказано, что,  если произнести  «А‘узу биллахи …» подобным образом, Аллах  возводит между человеком и шайтаном триста преград, между  каждыми из которых будет расстояние как между небом и землей.

Здесь есть момент, на который нам следует обратить  внимание: ни люди, ни джинны[6] -шайтаны не вредят, то  есть они не могут вредить, кроме как с позволения Всевышнего Аллаха.  Вспомните пророка Аййуба  (мир ему): сколько страданий причинил  ему иблис[7] , когда Аллах позволил ему это! Те, кого мы называем шайтанами, – это иблис и его потомство. Еще говорят, что шайтаны – это те, которые вводят в  заблуждение других и сами являются заблудшими, будь то люди  или джинны. Что касается джиннов, то они такие же создания,  как и люди, только сотворенные из огня. Если они неверные, то  они шайтаны, если же правоверные – то джинны-мусульмане.  Джинны, как и люди, оставляют потомство и умирают. Что же  касается шайтанов, т. е. иблиса и его потомства, то они рождаются, но не умирают до конца света. Потом они погибнут все сразу.

Пророка (мир ему и благословение) спросили о васвасе[1] , а их у мусульман много. Он ответил: «в пустой дом вор не входит». Это означает, что и шайтан, подобно вору, не входит в сердце, в котором нет имана.  Али-асхаб (да будет доволен им Аллах) тоже говорил, что различие между молитвой мусульман и молитвой иудеев и христиан заключается в васвасе  от шайтана, проявляемом при этом. То есть неверные и так во всем следуют за шайтаном, и у него нет необходимости сбивать  их. А мусульмане противостоят шайтанам, и поэтому шайтаны  прилагают все усилия, чтобы сбить нас с истинного пути. Ведь это их работа – сбивать нас с пути истины. И Аллах учит нас,  как уберечься от этого, и призывает просить защиты у Него.

 

[1]  Имеется в виду выражение «А‘узу биллахи мина-ш-шайтани-р-раджим», которое является формулой защиты от шайтана и означает: «Я прибегаю к Аллаху за защитой от шайтана, отогнанного от Его Милости». 

[2]  Исти‘азат  –  название  формулы  защиты  от  шайтана  «А‘узу  биллахи  мина-ш-шайтани-р- раджим».

[3]  «Бисмиллахи-р-рахмани-р-рахим», что означает: «С именем Аллаха, милостивого ко всем на  этом свете и милосердного лишь к уверовавшим на том свете». 

[4]  Имеется  в  виду  первый  аят  суры  «Аль-‘Алак»  («Сгусток»),  который  начинается  со  слова  «Икра’…» – «Читай…».

[5]  Хуpур – состояние, при котором внимание и мысли сконцентрированы только на Аллахе и на  смысле читаемых молитв.

[6]  Джинны – разумные существа, созданные из огня.

[7]  Иблис – дьявол, сатана.

[8]  Васвас – наущение шайтана; мысли, которые внушает шайтан. Это могут быть разные сомнения, плохие мысли. Иногда это могут быть даже хорошие мысли, которые используются для внушения человеку чего-то очень плохого.

Из книги досточтимого шейха Саида-афанди аль-Чиркави «Побуждение внять призыву Корана»

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.