Значение веры в предопределение Аллаха состоит в том, что всё происходящее во Вселенной – будь это действие, совершённое человеком, животным или произошедшее в природе, будь это хорошее или плохое – происходит лишь по могуществу и воле Аллаха. Но это не значит, что Всевышний, лишив Своего раба воли, заставит его работать как робота. Всевышний мог бы насильно заставить человека делать определённые поступки. Но Всевышний так не сделал. Он захотел, чтобы раб сам избрал одно: добро или зло. Поэтому говорят, что всё хорошее и плохое совершается по воле Аллаха. Потом, когда человек выберет одно из двух, Всевышний создаёт условия для этого. Поэтому говорят, что действия человека и предопределения Аллаха проистекают вместе. Деяния человека, как и он сам, созданы Всевышним.
Если бы человеку не было дано право выбрать между плохим и хорошим, то Аллах не отправил бы пророков и не ниспослал бы книги. Отправив пророков и ниспослав книги, пояснив, что хорошо и что плохо, и описав вознаграждение тому, кто сделает хорошее, и кару за ослушание, дал разум, дабы различить всё это и выбрать лучшее.
Поэт сказал:
Если и любит добро и зло,
Со злом Он не доволен.
Если даже для пробы создал Он зло,
За совершенье его пояснил Он кару.
Поэтому человек, совершивший зло, во избежание кары Всевышнего и наказания людей не имеет права говорить, что, мол, так было предписано Аллахом и нет его вины в этом.
Шариат в таком случае поясняет: «Раб не заглядывал в тайну предопределения Аллаха, и Он насильно не заставил его делать зло, и раб равно как мог совершить зло, так мог и не совершить его. Ты выбрал зло, и за это тебя наказывают». Именно поэтому Аллах в Ахирате не будет наказывать животных, несовершеннолетних, неразумных и общину, к которой не пришёл пророк. Потому что им не был предписан Шариат.
Да сделает Аллах так, чтобы мы видели истину истиной и следовали ей, а ложь – ложью и отдалялись от неё. Аминь!