Условия выплаты закята

27 Ноябрь 2013
21701

Намерение

При выплате закята необходимо сделать соответствующее намерение: «Я намереваюсь выплатить обязательный закят с моего имущества». При этом желательно упомянуть, с какого вида имущества выделяется закят.

В книге «Шархульмухаззаб» приводятся следующие слова ученого Багави÷: «Достаточно сказать: «Это закят с моего имущества», но недостаточно: «Это обязанность с моего имущества», т.к. под словом «обязанность» можно подразумевать помимо закята также кафарат и назру. Также недостаточно сказать: «это милостыня с моего имущества», т.к. милостыня бывает как обязательной, так и желательной, а закят – это обязанность.

При выплате закята с имущества ребёнка или слабоумного намерение должен сделать опекун. В случае, если опекун выплатит закят с имущества ребенка или душевнобольного без соответствующего намерения, то это не считается закятом. Он должен возместить это, выплатив закят ещё раз, но уже из своего имущества.

 Если хозяин уполномачивает другого человека выплатить закят с его имущества, достаточно намерение хозяина, но лучше, если хозяин и уполномоченный, оба сделают намерение.

Намерения уполномоченного (вакиля) без намерения хозяина недостаточно. Исключением является тот случай, когда хозяин уполномочил (вакиля) делать намерение за него. В таком случае хватает намерения уполномоченного.

Человеку, который отдаёт закят имаму, чтобы тот распределил его среди нуждающихся, следует сделать соответствующее намерение. Если хозяин не сделал намерение, когда он отдавал имаму, то отданное не будет считаться закятом, даже если имам сделает за него намерение.

Закят, выплаченный без соответствующего намерения, следует возместить.

Немедленная выплата закята по истечении года

Неоправданное откладывание выплаты закята является тяжким грехом. Закят обязуется выплатить сразу, как появится возможность, которая определяется сроком, наличием имущества и людей, которым выплачивается закят.

Хозяин может сам выплатить закят, уполномочить другого или же отдать имаму, чтобы он распределил его

Предпочтительнее, когда хозяин сам распределяет закят, а не  уполномочивает другого человека. Имам Навави, да смилуется Аллах над ним, в книге «Равза» пишет, что, если имам справедливый, предпочтительнее поручить ему распределение закята, ибо он более осведомлён о тех людях, кто действительно заслуживают закят.

Если с момента приобретения имущества, с которого необходимо выплатить закят, прошёл год, но этот товар остался у продавца, то закят должен выплатить покупатель.

Если у человека в другом городе имеется имущество, с которого необходимо выплатить закят, то ему необходимо или самому отправиться туда, или же отправить уполномоченного человека для выплаты закята. Если нет такой возможности, то ему разрешается отложить выплату закята, пока не появится возможность.

Досрочная выплата закята

Условия досрочной выплаты закята:

Имущество должно достигнуть нисаба. Если выплатить до того, как имущество достигнет нисаба, оно не будет считаться закятом.

К примеру, человек владеет 39 овцами т.е. для нисаба не хватает одной овцы. Если он с этих 39 овец отдаст одну овцу в качестве закята раньше времени, т.е. до истечения года, то, если даже по истечении года у него станет 40 овец, та отданная ранее овца не будет достаточной для закята, она считается как желательная милостыня. Поэтому хозяин должен отдать в качестве закята ещё одну овцу.

Человек, получивший закят, должен быть заслуживающим его также и на момент истечения года. Если же тот, кто получил закят до истечения года, стал состоятельным или умер, или стал неверным, то выплативший закят или его наследники имеют право вернуть это имущество, и ему следует выплатить закят ещё раз (при условии, что получатель был оповещён о том, что это является досрочным закятом; если же получатель не был предупреждён, что ему дали досрочный закят, то хозяин имущества не имеет права требовать его обратно).

Количество имущества в течение года не должна уменьшаться от количества нисаба

Это условие не касается закята с торгового имущества.

Если тот, кто выплатил закят досрочно, к истечению года стал бедным, то выплаченное им это имущество считается добровольным пожертвованием.

Что же касается торгового имущества, то закят с него можно выплатить раньше времени, так как в этой категории имущества для выплаты закята достаточно, чтобы торговый оборот в конце года дошёл до нисаба. К примеру, человек купил товар на сумму 100 дирхамов и, не дожидаясь конца года, досрочно выплачивает закят за товар на сумму 200 дирхамов (это количество нисаба), надеясь, что к концу года у него товар будет на эту сумму. В таком случае, если к концу года у него будет товар на сумму 200 дирхамов, то выплаченное имущество будет достаточным в качестве закята.

Нельзя выплачивать закят досрочно за два года раньше. Если кто-то выплатит закят досрочно за два года, то выплаченное считается только за один год.

Нельзя выплачивать закят с плодов до начала созревания, а также с зёрен до затвердения, потому что неизвестно их количество даже предположительно. Но после начала созревания плодов и затвердевания зёрен выплачивать закят можно, так как можно определить их приблизительное количество.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.