Абу Ханифа неотступно следовал за своим шейхом Хаммадом, который обучал его фикху до тех пор, пока он благодаря своей памяти и воспитанности не превзошел своих сверстников и тех, кто присоединился к кружку шейха раньше него, поэтому шейх приблизил его к себе и стал сажать Абу Ханифу в центре круга.
Его отношение к шейху было достойно удивления. Так, например, он приходил к дому шейха и ждал у дверей, пока тот выйдет на молитву или по какому-нибудь делу, после чего Абу Ханифа начинал задавать ему вопросы и сопровождал его. Когда шейх выходил по своим делам, он прислуживал ему, а когда Абу Ханифа сидел у себя дома, он даже не протягивал ноги в сторону дома своего шейха Хаммада. Во время молитвы Абу Ханифа обращался к Аллаху с мольбами за своего шейха и его родителей.
В таком положении он провел восемнадцать лет вплоть до самой смерти Хаммада, а после его смерти ученики шейха приняли единодушное решение, что шейха Хаммада заменит Абу Ханифа и дальше они будут учиться у него. Он стал лучшим преемником прекрасного предшественника.
У имама Абу Ханифы, кроме Хаммада было много шейхов. Вот некоторые из них:
- Ибрахим бин Мухаммад аль-Мунташир аль-Куфи.
- Ибрахим бин Йазид ан Наха‘и аль-Куфи.
- Исма‘ил бин Хаммад бин Абу Сулейман аль-Куфи.
- Аййуб ас-Сихтийани аль-Басри.
- Абу Хинд аль-Харис бин ‘Абд ар-Рахман аль-Хамадани аль-Куфи.
- Раби‘а бин ‘Абд ар-Рахман аль-Мадани.
- Салим бин ‘Абдуллах бин ‘Умар бин аль-Хаттаб.
АБУ ХАНИФА И ИДЖТИХАД
Прежде напомним читателям: иджтихад – деятельность авторитетного знатока религии, имеющего право самостоятельно решать такие вопросы религиозно-правового характера, на которые не имеется прямых указаний в Коране и Сунне. Заниматься иджтихадом могли только лица, в совершенстве владевшие арабским языком, наизусть знавшие Коран и его толкования, хорошо знавшие Сунну и комментарии к ней и отвечавшие целому ряду других требований.
Имам Абу Ханифа разработал свой метод формулирования вопросов для иджтихада, который заключался в следующем. Встречаясь со своими учениками, он предлагал знающим из их числа рассмотреть тот или иной вопрос; при этом каждый должен был представить свои доводы и привести необходимые, по его мнению, аргументы в поддержку своей точки зрения. После этого Абу Ханифа комментировал высказывания своих учеников, подкрепляя их ссылками из Корана или Сунны, одобряя суждения тех, кто находил правильное решение. Иногда для формулирования одного такого вопроса требовалось несколько дней. Такое обучение носило свободный характер, мнения всех присутствующих выслушивались с должным уважением, а обсуждение давало пищу умам учеников и вместе с тем подчеркивало познания и достоинство учителя, и после того, как подобным методом решался тот или иной вопрос из области фикха, его было затруднительно подвергнуть критике, не говоря уже об объявлении вынесенного решения недействительным. Выводит на правильный путь и приводит к благу только Аллах.
Аль-Муваффак аль-Макки сказал: «Разрабатывая положения своего мазхаба, Абу Ханифa советовался со своими учениками и последователями и не действовал исключительно по собственному усмотрению. Он занимался иджтихадом, проявляя исключительную искренность по отношению к Аллаху, Его Посланнику и всем верующим в целом. Рассматривая вопрос за вопросом, он всесторонне обсуждал каждый из них, выслушивал мнения своих последователей, высказывался сам и проводил в дискуссиях с ними по месяцу и более, пока не определялся с тем или иным суждением окончательно, после чего все это записывал кади Абу Йусуф. Если же какой-либо вопрос представлялся Абу Ханифе трудным, он говорил своим последователям: «Причина лишь в том, что я совершил какой-нибудь грех», и начинал просить Аллаха о прощении, а иногда принимался молиться, благодаря чему он находил решение, а потом говорил: «Надеюсь, что мое покаяние принято». Узнав об этом, Аль-Фудайл бин ‘Иййад разрыдался, а потом сказал: «Это потому что грехов у него мало, а прочие не придают этому значения!».
Абу Ханифа и его лучшие ученики
Всевышний Аллах почтил имама еще и тем, что по воле Его у Абу Ханифы были великие ученики, вместе с которыми имам решал вопросы и разрабатывал основоположения фикха, что позволяло ему избегать ошибок в тех случаях, когда он был близок к их совершению.
В жизнеописании Йахйи бин Закарийи бин Абу Заида, которое приводится в книге шейха ‘Абд аль-Кадира аль-Кураши под названием «Аль-джавахир аль-мудийа», сообщается, что Асад бин аль-Фурат сказал: «Последователей Абу Ханифы, которые делали записи, насчитывалось сорок человек, а к числу десяти наиболее заметных относились Абу Йусуф, Зуфар, Дауд ат-Та'и, Асад бин ‘Амр, Йусуф бин Халид ас-Самти и Йахйа бин Закарийа».
Шейх Ахмад аль-Макки аль-Хорезми упоминал о том, что передатчиков слов имама из числа крупных улемов насчитывалось семьсот тридцать человек, каждый из которых являлся шейхом мусульман, и все эти люди передавали его слова и хадисы, передававшиеся имамом, в разных краях земли.
Нравственность Абу Ханифы
Обычно нравственные качества человека являются плодом веры и указывают на то, в какой степени сердце его наполняют вера, благочестие и богобоязненность. Чем сильнее вера, чем прочнее она утверждается в сердце и чем больше наполняет его своим светом, тем более достойными будут нравственные качества человека, что окажет свое воздействие на все стороны жизни, ибо из любого сосуда выливается лишь то, что в нем есть.
Абу Ханифа относился к числу улемов первых трех веков существования Ислама, которых Посланник Аллаха (мир ему и благословение) назвал наилучшими, и поэтому неудивительно, что он относился к числу достойнейших из наших праведных предшественников, если говорить о его взаимоотношениях с Аллахом и людьми.
Мы считаем полезным привести несколько примеров, разделив их на две группы. Примеры, относящиеся к первой группе, показывают, как Абу Ханифа, поклонялся Всевышнему Аллаху и боялся Его. Что же касается прочих примеров, то они свидетельствуют о его щедрости, кротости, терпении и искреннем отношении к людям.