Что же представляет собой искренность по отношению к Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение)? Во-первых, это привязанность к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение), пока он не полюбит Посланника Аллаха больше, чем самого себя.
Поэтому Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Не усовершенствуется вера ни одного из вас…», обратите внимание, Пророк (мир ему и благословение) не сказал: «Не уверует…», хорошо обратите внимание на это, а, наоборот, Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Не усовершенствуется вера ни одного из вас…». И когда же человек становится из числа обладателей искренности? Когда у него усовершенствуется вера, так как не усовершенствуется вера ни одного из нас, и не достигнет степени искренности, пока не полюбит Мухаммада (мир ему и благословение) больше, чем своё имущество, чем детей, родителей и всех людей.
Наш господин Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «О Посланник Аллаха, я люблю тебя больше, чем своё имущество, чем детей, всего иного, кроме самого себя!» Правдивый наш господин Умар (да будет доволен им Аллах) сказал правду, поскольку он не говорил ничего, кроме правды. Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) посмотрел на него, Умар (да будет доволен им Аллах) опустил голову, потом поднял. Тогда Умар сказал ему: «Поистине сейчас я люблю тебя больше самого себя!» и Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Сейчас, о Умар, сейчас усовершенствовался твой иман и ты стал из числа обладателей качества искренности, о Умар!»
Как же мы понимаем слова «усовершенствовалась твоя вера»? Пророк (мир ему и благословение) не сказал: «Ты уверовал», есть разница между уверованием и усовершенствованием веры. Усовершенствование веры это и есть ихсан – искренность, благодеяние. Когда ты достигнешь высочайшей степени имана (веры), достигнешь степени ихсана – искренности.
Поэтому Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Не усовершенствуется вера ни одного из вас, пока не полюбит меня больше себя, больше своего имущества, больше своих детей и больше всех людей», что означает – не достигнет степени ихсана – искренности тот, кто не полюбит меня больше себя, своего имущества, больше своих детей и больше всех людей.
Искренность по отношению к Пророку (мир ему и благословение) означает привязанность к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение), любить его, членов его семьи. Невозможно любить Пророка (мир ему и благословение), если ты не любишь членов его семьи. Искренность по отношению к Пророку (мир ему и благословение) – это проявление любви по отношению к сподвижникам (да будет доволен ими Аллах), ведь невозможно быть искренно любящим Пророка (мир ему и благословение), а также из числа мухсинин (благодетелей), если ты не любишь сподвижников Посланника Аллаха (мир ему и благословение), никогда невозможно такое!
Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Будьте осторожны, не говорите о моих сподвижниках неуместных и неприличных слов и не причиняйте им страдания. Тот, кто причиняет страдание им, причиняет страдание мне». И не возможно быть влюбленным в Пророка (мир ему и благословение), если ты не любишь нашего господина Абу Бакра, господина Умара, господина Усмана, господина Али, господина Халида ибн Валида, и всех сподвижников (да будет доволен ими Аллах), никогда невозможно это!
Таким образом, Ихсан – это крайне необходимое качество!
Некоторые из нас спросят, откуда вы взяли такое разделение в ихсане, мы скажем, что искренность по отношению к Аллаху, Пророку и к творениям понимается со слов Посланника Аллаха (мир ему и благословение): «Поистине Всевышний написал благодеяние (ихсан) во всём». И поэтому ихсан должен присутствовать во всём – при купле-продаже, при ходьбе, в одежде и т.д. Да, тебе желательно проявить благодеяние в отношении к одежде и нежелательно бросать её, как попало, а наоборот, желательно укладывать и вешать на вешалку, произнося имя Аллаха за то, что она покрывает наше тело и (аврат).
Благодеяние (ихсан)– это, видя красивый цветок у дороги, не наступать на него, не наносить вред окружающей природе, хорошо относиться ко всем живым существам.
Вы знаете, как отреагировал наш Пророк (мир ему и благословение), когда он увидел жаворонка, тревожно летавшего верх-вниз? Пророк (мир ему и благословение) удивился: «Кто это так мучает птицу, забрав у неё птенца?» Обратите внимание, здесь человек может сказать, что он последователь Пророка (мир ему и благословение) и его пути и убивать мусульман. Как ты можешь поднять руку на мусульманина, при этом утверждая, что следуешь пути Посланника Аллаха (мир ему и благословение)?! Пророк (мир ему и благословение) был недоволен тем, что кто-то потревожил жаворонка, возмущался: «Кто это так опечалил птицу?» Один из сподвижников сказал: «Я, о Посланник Аллаха». Посланник Аллаха приказал: «Быстро верните ей птенца!»
Здесь мы можем наблюдать ещё один пример, наглядно свидетельствующий о прекрасном отношении и благодеянии (ихсана) Пророка (мир ему и благословение) даже к животным.
Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Побойтесь Аллаха в том, что касается этих животных! Ездите на них верхом, если они здоровы, кормите и поите их хорошо».
Однажды к Пророку (мир ему и благословение) пришла верблюдица. Увидев, как слезы потекли у животного, Пророк (мир ему и благословение) сказал его владельцу: "Вы должны бояться Бога, который дал вам этого верблюда. Он жаловался, что вы его не кормите и перегружаете работой".
Хорошее отношение ко всем живым существам является благодеянием (ихсаном) и заветом Пророка (мир ему и благословение).
Стенограмма проповеди доктора Мухаммада Хасана Кассама
Перевод с арабского; Мухаммадрасул Загиров