Какая форма обучения наиболее эффективна?

5 Август 2014
1408

Вопрос: «Какая форма обучения является более эффективной? И какая методика была у прежних ученых?»

Не будет благочестивой община, если не будут благочестивыми её  первые  люди. Сегодняшняя форма обучения в истинности – это не совсем правильная форма.

Например, обучение арабскому языку, ранее оно было по методу аль-Багдадия, то есть сначала обучали просто арабским буквам, далее составляли слова из этих букв и всё, что с этими словами связано, например «Каф», «Ра», «Син» и «Йа», собрав эти четыре буквы, получилось слово «Курсий», и вот так ребёнок обучался в начальных школах у учителей-наставников, которые передавали знания не для того, чтобы просто быстро закончить урок, но и передавали со знаниями дух религии, душу Ислама, суть  благих качеств.

И ученик  обучался книгам прежних учёных, достоверным знаниям,  этике Ислама и его нравов. Воспитание по важности стоит раньше обучения, и нет блага в обучении, не имея воспитания. Давайте  посмотрим внимательно, какой был первый аят, который был ниспослан, как начинается обращение Аллаха: (смысл)

اقْرَأْ بِاسْمِ رَبِّكَ

«Читай, именем Господа твоего…»[1], то есть со слова «Читай!», Аллах призывает нас к чтению.  Вот другой аят:

ن وَالْقَلَمِ وَمَا يَسْطُرُونَ

 «Нун, клянусь пером и тем, что написано им…»[2]  то есть письмо, это аяты Корана. Аллах говорит: «Читай…», а что читать? Читай Имя твоего Господа! Мусульманин отличается от других тем, что он читает с именем Аллаха, читает то, что приносит пользу его религии, его вечной жизни и жизни мирской, потому как Аллах завещал нам этот мир и  сказал: «Не забудь свою долю из Дунья» (книга «аль-Ахкам» ибн аль-Араби»).

Мы не противники современной  формы  обучения,  однако более совершенной является  традиционная форма её, когда ребенок обучается в начальных классах, а потом, уже повзрослев, переходит в разные вузы, поэтому  мы желаем, чтобы вернулась традиционная форма обучения.

Потому, что при такой форме, получив диплом, вы бы их находили настоящими учителями, а сегодня? Я – преподаватель университета, однажды отбирал студентов, которые могли без ошибок по всем правилам читать текст. К сожалению, такие попадались очень редко, потому что    большинство учились в подготовительных классах с лёгкой программой.

Что касается сегодняшних университетов, я конечно, не хочу принизить университеты, однако там не даются глубокие и обширные знания студентам. Нет там детального изучения науки  даже в чтении, грамматике и письме.

Недавно один человек в Фейсбуке написал в  комментариях, слово «Иттакъи»  с  добавлением «йа» в конце, а это ошибка по грамматике, я же ему исправил и написал в ответ, что по грамматике слово  «иттакъи» - это глагол повелительного наклонения, у которого  в конце «йа» отбрасывается, потому как это «слабая» буква, а огласовка «касра», которая до него была, указывает на него в письме, и нельзя писать в конце  повелительного наклонения «Иттакъи» слабую букву «йа», обязательно нужно откинуть, и такие ошибки стали обычным делом.

Даже в университетах просто не уделяется внимание улучшению письменности  через диктант, тогда как раньше, в наше время, обучались и в младших подготовительных классах, потом уже в разных школах, сегодня не успевает развиваться и углубиться,  сразу говорят: «Пусть идет и сам углубляется».  К сожалению, раньше обучение было правильным, и уровень знаний  студента был высок.

Мой коллега, первоклассный специалист, рассказал, в качестве примера, случай  про юношу  около десяти лет, который прочитал стих о Пророке (мир ему и благословение): «Талааль бадру…», когда закончил читать стих, то ещё куплет «аль-Къафия»[3]  добавил «Анта худа гунвана ва бикаль Исляму»  от себя  красноречиво, как будто этот куплет был из этого стиха в самой основе его. А почему так? Потому, что  он  основательно  обучался  и закрепил сильным укреплением.

Поэтому мы просим университеты вернуться к старым методам обучения, потому как в старых книгах есть любые виды благ, наук, любая тонкость в науках.

Что касается  нашего  продвижения в направлении обучения, то мы берём  из новшеств то, что нам соответствует, и то, что нам подходит  в обучении и науках, в раскрывании и развитии в знаниях, а в технологии  же то, что соответствует нам и нашей религии, из каждого нового мы берем соответствующее нашей религии, мы не забываем наши первоисточники: Коран и Сунну.

Коран и Сунна есть основа и фундамент нашей религии, мы не берём ничего в основе религии кроме как от учёных, ни от восточных или западных источников, а именно от наших учёных. Как говорится в хадисе: «Твоя религия – это твоя плоть и кровь, так бери же её от тех, кто на истине», потому как ученик берёт дух учителя, поистине учитель влияет на него в его характере и его качествах.

Например,  книга «Хикам аль-Атаия», в восхвалении её образно говорится «Если бы молитва не была утверждена  Кораном, то была бы утверждена этой книгой», а почему так? Разве  после Корана  сунна не выше, чем эта книга? Да, но это уровень учёного, который на истине. Однако, молитва утверждена Кораном, чтение которого является поклонением.

Итак, написано в книге «Хикам:

«Дружи с тем, кто возвышает твое состояние «Х1ал» и напоминают тебе об Аллахе слова.  Также знай, о ищущий знания! дружи с тем, кто поднимает твое состояние, потому как обладатель высокой степени состояния не может врать, язык может врать, а состояние нет!»  Значит «Дружи с тем, кто поднимает состояние и напоминают тебе его слова об Аллахе.

Шейх ан-Набхани в куплете стиха о достоинстве старания пишет очень много, приведём один пример: «Я с детства стремился к высшим целям, мое сердце испытывало отвращение от каждого низкого, и у меня было сильное старание,  которое не прекращало стремиться  к  высшей степени», человек должен стремиться, Аллах любит высшее из дел и не любит низкие дела. Да поможет Аллах в этом.

Стенограмма лекции Усмана ибн Умара Мухаммада Увайси

Перевод с арабского Абу Мухаммад Ахмад



[1] Сура аль-Къалям аят 1.

[2] Сура Нун аят 1.

[3] Вид стихотворения:

طلع البدر علينا من ثنيات الوداع

وجب الشكر علينا ما دعا لله داع

أيها المبعوث فينا جئت بالأمر المطاع

جئت شرفت المدينة مرحبا يا خير داع

أنت هدى عنواننا وبك الإسلام شاع

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.