Не секрет, что мы живём в смутное время, соответственно, чем ближе ко дню Суда, тем больше сбываются смуты, которые предсказывал Посланник Аллаха (мир ему и благословение). Одна из самых страшных смут – это разделение общины, разногласия и проклятия внутри общины, направленные друг против друга. Как сказано в достоверном хадисе:
افترقت اليهود على إحدى وسبعين فرقة، وافترقت النصارى على اثنتين وسبعين فرقة، وستفترق هذه الأمة على ثلاث وسبعين فرقة كلها في النار إلا واحدة، قيل: من هي يا رسول الله؟ قال: من كان على مثل ما أنا عليه وأصحابي
«Иудеи разделились на семьдесят одну группу, христиане разделились на семьдесят две группы, а эта община (община Мухаммада (мир ему и благословение)) разделится на семьдесят три группы и, все они в Аду, кроме одной группы». Его спросили: «Кто же они, о Посланник Аллаха?», Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Те, кто на том, на чём я и мои сподвижники» (Абу Давуд, ат-Тирмизий).
Все происходит так, как предсказал Пророк (мир ему и благословение), однако мы не будем перечислять все заблудшие группы, а напишем о самой удивительной и заблудшей из них, которую называют «коранитами».
Слово «кораниты» происходит от слова «Коран», но их называют так не потому, что они любят Коран, а потому что они искажают и не понимают его. Однако, несмотря на своё невежество, «призывают» к Корану и «следованию» ему.
Казалось бы, что в этом плохого? Они же к Корану призывают. Однако не все так просто. Они призывают к Корану и отрицают сунну Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Иными словами, человек не имеет права следовать сунне, а только Корану, и то через призму понимания этих заблудших невежд.
Дагестанские кораниты
Основные критерии, по которым можно отличить эту секту, следующие:
1) Призывают следовать только Корану в их понимании, обычно это прямой перевод и, конечно, толкование по своему умозаключению.
2) Отрицают сунну Пророка (мир ему и благословение) полностью или частично.
3) Отрицают мнение сподвижников, считая их культивированными мусульманами личностями, или же идолами.
4) Отрицают «иджма сахаба», то еесть единодушие сподвижников, а также «иджам уляма», то есть единодушие ученых общины мусульман.
5) Отрицают аналогичное сравнение «аль-кияс».
6) Всячески отрицается следование за руководителями, муфтиями и другими авторитетными учеными и предводителями уммы.
7) Совершают молитву на родном языке (русский, татарский, аварский и т.д.), потому как утверждают, что нужно знать, что читаешь, соответственно, решили, что именно буквальный перевод и есть способ понимания Корана.
8) Выносят решение о неверии остальных групп, не разделяющих их мнения. Этот пункт – самое «святое» для всех заблудших течений, и это течение, как и другие заблудшие, не стало исключением.
Конечно, это еще не предел заблуждений данной группы и многих других, подобных им. Ниже мы по мере возможностей опровергнем каждый пункт этих заблуждений.
Опровержение
1) Мы не отрицаем, а даже, наоборот, утверждаем, что нужно следовать Корану, более того, самое достоверное руководство для общины – это Священный Коран.
Однако мы, приверженцы Ахлю Сунна, призываем к истинному пониманию Корана, не прибегая к личным умозаключениям и буквальным переводам, ведь сам Аллах в Коране сказал:
هو الذي أنزل عليك الكتاب منه آيات محكمات هن أم الكتاب وأخر متشابهات
Смысл: «Он (Аллах), который ниспослал тебе (Мухаммад) книгу (Коран), в котором ая-ты с буквальным пониманием «аль-мухкама» (аяты, у которых один ясный смысл), и их большинство (в Коране), а другие (остальные) аяты – иносказательные «аль-муташаббиха» (у которых более одного смысла)» (сура «Алу Имран», аят 3).
Из этого аята мы понимаем, что есть много аятов, которые нельзя переводить буквально, значит, эти кораниты или игнорируют такие аяты, или просто толкуют их, как хотят сами, в угоду своим страстям.
Если они игнорируют аяты Корана, однако оспаривают для себя право следования и призыва к Корану, значит, они лицемеры. А если же они трактуют, как сами желают, то заблудшие. Ведь Аллах сказал в Коране:
فَاسْأَلُوا أَهْلَ الذِّكْرِ إِنْ كُنْتُمْ لَا تَعْلَمُونَ
Смысл: «…и спросите у знающих, если вы не ведаете…». Разве не сам Коран призывает узнать у знающих, если вы не знаете? А кто эти знающие? Конечно, ученые!
А для полной уверенности и устранения сомнений приведем еще один аят:
فَأَمَّا الَّذِينَ فِي قُلُوبِهِمْ زَيْغٌ فَيَتَّبِعُونَ مَا تَشَابَهَ مِنْهُ ابْتِغَاءَ الْفِتْنَةِ وَابْتِغَاءَ تَأْوِيلِهِ
Смысл: «…а те, в сердцах которых скрывается заблуждение, последуют (будут основываться) за иносказательными аятами, желая [навести] смуту и желая толкования (по своему умозаключению)…» («Алу Имран», аят 3). Сам Аллах говорит «люди, в сердцах которых заблуждение», то есть Всевышний назвал их заблудшими.
Можно привести еще много аятов Корана (не затрагивая даже сунну), которые оборачиваются против коранитов.
2) Отрицать сунну Пророка (мир ему и благословение) – это абсурд, равно как если человек сказал бы: «Уверовать в Аллаха достаточно, а свидетельствовать о том, что Мухаммад – Посланник Аллаха, не нужно». Это все полная чушь.
Конечно, такое смешное суждение и убеждения даже не стоит опровергать, ведь разумному понятно, что такое убеждение (то есть отрицание сунны) – это явное заблуждение.
Однако для менее просвещенной части наших читателей приведем несколько твердых доводов. Приведем аят Священного Корана, к которому якобы призывают кораниты, в нём сказано:
قل إن كنتم تحبون الله فاتبعوني يحببكم الله ويغفر لكم ذنوبكم والله غفور رحيم
Смысл: «Скажи (Мухаммад): «Если вы любите Аллаха, так следуйте же за Мной (за Пророком) и Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах – Прощающий и Милостивый»» («Алу Имран», аят 31). Так, в другом аяте этой суры Аллах сказал:
قل أطيعوا الله والرسول فإن تولوا فإن الله لا يحب الكافرين
Смысл: «Скажи (Мухаммад): «Подчиняйтесь Аллаху и Его Посланнику и если они отвернутся (откажутся), то, воистину, Аллах не любит неверных»» (сура «Алу Имран», аят 32).
В обоих аятах Аллах не просто говорит, а повелевает следовать (в первом аяте) и подчиняться (во втором аяте) Посланнику Аллаха, а во втором аяте отказавшихся Аллах называет «неверными». Сам Аллах ставит условием истинной веры подчинение и следование сунне Пророка (мир ему и благословение). Таких аятов очень много.
Если кто-то из этих заблудших скажет: «Не говорил Пророк ничего, кроме как из откровения, как сказано в Коране!»
Да, есть аят, в котором говорится об «аль-вахью» (откровении), что Пророк (мир ему и благословение) не говорит от себя. Действительно, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ничего не говорил от себя, то есть по своей прихоти.
А слово «аль-вахью» где-то используется как «откровение», например, когда аяты Корана приходили к Пророку (мир ему и благословение). «Аль-вахью» в данном аяте имеет смысл «внушение», то есть внушение от Аллаха, но не аяты Корана.
И смысл будет следующий: «Пророк (мир ему и благословение) ничего не говорил по своей прихоти и страстям, а говорит то, что внушал Аллах в его сердце».
Иначе говоря, в Коране сказано многократно о молитве, о закяте, то есть об обязанности их совершения, но форму их мы узнаем из сунны, потому как в аятах Корана не упоминается это (сколько ракаатов требуется и т.д.). Таких примеров очень много!
Такими словами они сами себе противоречат, ведь если они утверждают, что Пророк (мир ему и благословение) говорил только откровение, то почему отрицается сунна? Непонятно!
Ниже приведем и доводы из сунны, потому как нам стало ясно, что нужно починяться и следовать сунне, и нет у этих заблудших ясного довода в опровержении наших доводов.
3) То, что мусульмане сделали сподвижников «идолами» и «культами» – это ложь о людях Ахлю Сунна. А что касается следования и почитания, так это является обязанностью каждого верующего мусульманина, который проповедует истинные ценности Ислама.
Объясним, почему. Признавая Коран и сунну, мы должны понимать тех, кто был с Пророком (мир ему и благословение), то есть тех, кто боролся за Ислам, кого сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение) воспитывал и обучал исламу – своих сподвижников.
Аллах в Коране сказал:
ولو كنت فظا غليظ القلب لانفضوا من حولك
Смысл: «И если ты (Мухаммад) был бы жестким, грубым сердцем, то не собрались бы вокруг тебя (люди)…» (сура «Алу Имран», аят 159). Люди, которые собрались вокруг Пророка (мир ему и благословение), кто они? Конечно же, уверовавшие, ведь в аяте говорится об уверовавших, а как называют уверовавших, которые видели Пророка (мир ему и благословение)? Сподвижниками.
В Коране даже упоминается имя одного из сподвижников:
فلما قضى زيد منها وطرا زوجناكها
Смысл: «И когда добьется желаемого Зайд (Зайд ибн Хариса) от нее (с Зайнаб бинт Джахш) в пользу развода, то мы женим тебя (Мухаммад) на ней» (сура «аль-Ахзаб», аят 37).
Пророк (мир ему и благословение) говорил о достоинствах своих сподвижников:
لا تسبوا أصحابي فو الذي نفسي بيده لو أن أحدكم أنفق مثل أحد ذهبا ما أدرك مد أحدهم و لا نصيفه
«Не ругайте моих сподвижников, ведь, клянусь Аллахом, если вы израсходуете (на пути Аллаха) золото в размере горы Ухуд, это не сравнится даже с муддом одного из них (того, что отдал один из сподвижников)» (имамы аль-Бухарий, Муслим).
О следовании за своими сподвижниками Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
عليكم بسنتي وسنة الخلفاء الراشدين المهديين بعدي عضوا عليها بالنواجذ
«Держитесь моей сунны, сунны праведных правителей после меня и держитесь за них (сунна Пророка и путь праведных правителей) коренными зубами (то есть сильно)» (Абу Давуд, ат-Тирмизий, по достоверной цепочке рассказчиков).
Также Посланник Аллаха сказал:
أصحابي كالنجوم بأيهم اقتديتم اهتديتم
«Мои сподвижники подобны звездам, за кем бы из них вы ни последовали, вы будете на истине» (этот хадис с сильным смыслом «Сахих»).
Еще Пророк (мир ему и благословение) сказал:
النجوم أمنة للسماء فإذا ذهبت النجوم أتى السماء ما توعد وأنا أمنة لأصحابي فإذا ذهبت أنا أتى أصحابي ما يوعدون وأصحابي أمنة لأمتي فإذا ذهب أصحابي أتى أمتي ما يوعدون
«Звезды – гарантия для неба (то есть его существования), когда звезды уйдут (свернутся), то случится с небом обещанное (то есть наступит день суда). Я являюсь гарантом для моих сподвижников (то есть нет смуты и разногласия среди них), но когда я уйду, то придет на них то, что обещано им (то есть лицемеры, которые выявятся, некоторые отступят от веры и т.д.), а сподвижники – гарантия для общины, и когда они уйдут, то община принесет то, что обещано (то есть нововведения, рог шайтана (хариджиты), убийства и т.д.)» (имам Муслим).
Таких хадисов очень много, и Пророк (мир ему и благословение) четко дал руководство общине в том, за кем следовать и к кому прислушиваться после себя.
4) Что касается единодушия ученых этой общины (الإجماع), то нетрудно доказать с помощью Корана, сунны и логических доводов, что это есть третий по степени из самых твердых доводов, на которые должен полагаться истинно верующий человек.
«Аль-Иджма» в переводе с арабского означает: «решение», «единогласие», «собрание воедино». А в терминологии Шариата означает: «единодушие муджтахидов (ученые, имеющие высший титул в исламских науках) этой общины, живущих уже после смерти Посланника Аллаха (мир ему и благословение)».
Доводом к тому, что аль-Иджма является доводом, указывает аят в священном Коране:
فَاسْأَلُوا أَهْلَ الذِّكْرِ إِنْ كُنْتُمْ لَا تَعْلَمُونَ
Смысл: «и спрашивайте у знающих, если вы не ведаете» (сура «ан-Нахль», аят 43). В данном аяте сказано, что есть знающие в лице ученых, и не ведающие в лице тех, кто последует за учеными. Следовательно, мы понимаем, что нужно прислушиваться и следовать за учеными.
В другом аяте сказано:
فَإِنْ تَنَازَعْتُمْ فِي شَيْءٍ فَرُدُّوهُ إِلَى اللَّهِ وَالرَّسُولِ إِنْ كُنْتُمْ تُؤْمِنُونَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ
Смысл: «И если поспорите в чем-то (то есть если будут разногласия), то вернитесь к Аллаху и Его Посланнику, если вы из числа верующих в Аллаха и день суда…» (сура «ан-Ниса», аят 51). То есть из аята понятно, что если есть единогласие «аль-Иджма», то нужно придерживаться решения, по которому есть единодушие, а если же возникнут разногласия, нужно вернуться к основе: Корану и Сунне.
В хадисе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) сказано:
لا تجتمع أمتي على ضلالة
«Моя община не объединится вокруг заблуждения» (передал ат-Тирмизий, цепочка передатчиков «хасан» (второй по достоверности после «Сахих»)). То есть единогласие ученых общины Пророка (мир ему и благословение) – сохранение от заблуждения и ошибок, и будет твердым доводом для мусульман.
5) Что касается «кияса», то есть сравнения аналогий для вынесения решения, смотря на схожести в запрете или дозволенности, то совершенно очевидно, что отрицание «кияса» есть заблуждение.
Аллах в Священном Коране сказал:
فاعتبروا يا أولي الأبصار
Смысл: «…вы размышляйте, о обладатели разума», то есть в аяте идет повеление, чтобы община Мухаммада (мир ему и благословение) размышляла о том, что случилось с иудеями за их ослушание и о том, что было ниспослано им за это, и что будет ниспослано нам за ослушание. То есть то, что постигло прежних народов, постигнет и нас, если будем ослушиваться Аллаха, как они.
فما أخرجه الترمذي ،وأبو داود ، وأحمد ، والبيهقي ، والدرامي ، عن معاذ رضي الله حين بعثه رسول الله - r - إلى اليمن إذ قال له: (( بم تحكم ؟ قال: بكتاب الله تعالى، قال: فإن لم تجد؟ قال : بسنة رسول الله - r - قال : فإن لم تجد؟ قال : اجتهد رأيي ولا آلو فقال النبي - r -: الحمد لله الذي وفق رسولَ رسولِ الله لما يحبه ويرضاه رسول الله)
Однажды, когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) отправлял Муаза (да будет доволен им Аллах) в Йемен, то спросил Его: «Откуда будешь брать решения?», тот ответил: «Из книги Аллаха (Корана)». Пророк (мир ему и благословение) снова спросил: «А если не найдешь в нем решения, тогда откуда?», тот ответил: «Тогда из сунны». Посланник (мир ему и благословение) еще раз спросил: «А если в сунне не найдешь?», – сподвижник ответил: «Тогда я буду выносить решения «иджтихад» (основываясь на Коране и сунне, сравнивая основы в запрете и дозволенности) и не проявлю слабость». Мухаммад (мир ему и благословение) сказал (обрадовавшись): «Вся хвала Аллаху, который наделил помощью посланца Посланника Аллаха на то, что Он (Аллах) любит и чем будет доволен Посланник Аллаха» (ат-Тирмизий, Абу Давуд, имам Ахмад, аль-Байхакий, ад-Даримий).
Из хадиса ясно, что если нет решения в прямом контексте Корана и сунны, то нужно выносить «иджтихад», основываясь на Коране и сунне. А как это сделать? Сравнивая по общим признакам и причинам запрета того или иного действия и т.д., на которое есть прямое указание из Корана и сунны.
6) Что касается отрицания следования предводителям мусульман и муфтиям, то это отрицание опровергается аятом из Корана. Аллах в священном Коране сказал:
يَاأَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَطِيعُوا اللَّهَ وَأَطِيعُوا الرَّسُولَ وَأُوْلِي الْأَمْرِ مِنْكُمْ
Смысл: «О уверовавшие! Вы подчиняйтесь Аллаху, Его посланнику и вашим предводителям (повелителям, обладателям ваших дел) из вас (мусульман)…» (Сура «ан-Ниса», 59 аят). Этот аят четко призывает, верующих подчиняться своим предводителям из числа мусуль-ман.
Подчинение предводителям будет как подчинение Посланнику, а подчинение Посланнику будет как подчинение Аллаху, то есть эти три этапа связаны между собой.
7) Чтение молитвы-намаза обязательно должно быть на арабском языке, даже если человек обучается арабскому языку, но еще не изучил его, он не имеет права совершать молитву на другом языке, а просто должен совершать ее, не читая ничего или читая какие-нибудь азкары (поминания Аллаха).
Однажды некий человек подошел к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) и сказал: «Я не знаю из Корана ничего, научи меня тому, что будет достаточным мне из него». Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ответил:
قل سبحان الله والحمدلله ولا إله إلا الله، والله أكبر ولا حول ولا قوة إلا بالله العلي العظيم
«Скажи: «Субхана-ллагьи валь-хамду лиллягьи ва ля илягьа илля-ллагьу ва-ллагьу ак-бар, ва ля хавля ва ля къуввата илля биллягьиль-алийиль-азим»» (Абу Давуд, Ахмад, ан-Насаи, а Ибн Хибба, ад-Даракутни и Хаким считают этот хадис с достоверной цепочкой передатчиков).
Человек ничего не знал из Корана, и даже «аль-Фатиху» (сура, читаемая в молитве из Корана), но Посланник Аллах не сказал ему читать Коран на родном, или же не сказал, чтобы тот совершал молитву на родном или другом языках, помимо арабского.
Аллах в Коране сказал:
إنا أنزلناه قرآنا عربيا لعلكم تعقلون
Смысл: «Мы ниспослали её (Книгу Аллаха) на арабском языке, для того, чтобы вы размышляли» (сура «Юсуф», аят 2). Коран ниспослан на арабском языке, это самый красноречивый язык, поэтому те «Переводы Корана» не являются Кораном.
А те, которые хотят истинно понять Коран, пусть читают комментарии авторитетных ученых общины, таких, как Ибн Касир, имам ас-Суюты, ат-Табраний, аль-Куртубий и т.д. В любом случае прямой перевод Корана невозможен, и об этом мы говорили выше.
8) Обвинение в неверии всех, кто не согласен с заблуждением коранитов. Можно сказать, это и есть тот пункт, который объединяет всех или абсолютное большинство сект и заблудших групп.
Шииты, кораниты, мурджииты, хабашиты, хашавиты, ваххабиты (или псевдосаляфиты), аюбиты, суруриты, мадхалиты и т.д., все эти заблудшие секты обвиняют всех, кто не с ними, в том числе, и друг друга в неверии. Их лозунг: «Кто не с нами, тот заблудший или неверный».
А что касается людей истинного пути, Ахлю Сунна валь-Джамаа, то этот путь призывает к терпимости и обучению истинному пути заблудших течений и невежественных мусульман, и ни в коем случае не выносит скоропостижный такфир без точных и твердых сведений о том, что группа или отдельная личность совершили действие, которое соответствует всем условиям такфира.
Также приверженцы пути Ахлю Сунна призывают максимально оправдать человека, если есть на то хоть одна объективная причина, например, Шейхуль Ислям Ибн Хаджар аль-Хайтами (да смилуется над ним Аллах) пишет в книге «аль-Илям бикаватииль Ислям»: «…нельзя выносить такфир (решение о неверии человека), если есть хоть в одном из мазхабов мнение о том, что совершенное действие не является актом куфра (неверия)».
Мулла Али аль-Кари (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Если есть девяносто девять причин, указывающих на то, чтобы обвинить мусульманина в неверии, и только одна причина, чтобы признать его мусульманином, то следует муфтию или судье вынести решение, ссылаясь на эту одну причину, и провозгласить, что этот человек мусульманин…» (в дополнении к книге «аш-Шифа» Кази Ияза).
К этому же призывает Коран и сунна. Такое же мнение у абсолютного большинства ученых саляфу салих, халяф, мутакаддимунов и мутаахирунов, то есть у великих ученых всех времен существования Исламской общины. Только заблудшие течения и секты всех времен всегда и везде, где бы ни находились, обвиняли в неверии всех, кто не согласен с их заблуждением и бредовыми идеями.
Данная статья краткая и дает некоторое представление о заблуждении секты коранитов, а также короткое опровержение, ограничиваясь самым необходимым из того, что нужно знать.
Да поможет Аллах видеть истину истиной и следовать ей, а заблуждение – заблуждением и остерегаться его.
Ибн Ахмад