Сунна как источник исламской юриспруденции

16 Ноябрь 2015
3060

Хвала Аллаху, Господу Миров, мир и благословение Пророку Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам!

Сунна Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) является вторым по важности после Священного Корана источником Исламского законодательства. Этот статус Сунны не подвергался сомнению и не обсуждался, как и Коран, ни одним ученым в течение веков, не считая некоторых заблудших личностей, которые отделяют себя от основного потока мусульман.

В то же время некоторые немусульмане и отдельные их последователи из среды мусульман, в частности в Дагестане, считают, что в Шариате запрет, обязательство или дозволение чего-либо может быть установлено лишь Кораном. То есть если в Коране не установлен запрет на что-либо, то это действие дозволено, несмотря на то что в хадисах от Пророка (мир ему и благословение) передается на это прямой запрет.

К примеру, не так давно в одном из дагестанских городов зам. имама мечети вместе с прихожанами призвал владельцев магазинов и баров прекратить торговлю спиртными напитками. Уже в начале этой деятельности были закрыты четыре пивных бара и прекращена торговля спиртным в нескольких магазинах. По словам заместителя имама, владельцы баров и магазинов на инициативу реагировали по-разному.

Владелец одного из магазинов, торгующего спиртными напитками, считающий себя мусульманином, сказал следующее: «Как говорится, начни с себя. У меня, например, есть лицензия, я официально работаю, а кто из-под полы торгует алкоголем без разрешения, тот все равно будет торговать. Я тоже приверженец ислама. Запрета именно на алкоголь в Коране нет, не было и никто уже не напишет. Крепкие напитки появились позже Корана. А тогда люди пили вино. Это в хадисах пророка алкоголь запрещен. А в Коране просто сказано, что мусульманин должен держать мозг в трезвости, то есть знать меру».

Это один из ярких примеров неправильного понимания Ислама. Хотя запрет алкоголя установлен и в Коране, из-за ложных трактовок аятов Корана он посчитал, что запрета все же нет. Однако он признал, что в хадисах запрет установлен, но, видимо, не считает, что запрет, пришедший в Сунне, имеет достаточную законодательную силу.

Также одним из примеров неправильного понимания положения Сунны является утверждение Валерии Пороховой – автора известного перевода Корана на русский язык. Она неоднократно заявляла, что обязанность для женщин носить хиджаб (покрытие всего тела, кроме лица и кистей рук) в Коране прямо не установлена, чем вызвала массу недовольств у благочестивых мусульман. Причина ее заблуждения, прежде всего кроется в самостоятельном толковании аятов Корана, без уделения внимания Сунне, толкование сподвижников Пророка, (мир ему и благословение) и ученых Ислама.

Но даже если представить, что обязанность не установлена в Коране, то ведь она установлена в Сунне Пророка, (мир ему и благословение). Многочисленные хадисы устанавливают обязанность ношения хиджаба. Один из самых известных хадисов, доказывающих обязательность хиджаба, звучит следующим образом: «Айша, да будет доволен ею Аллах, передаёт, что Асма, дочь Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, пришла к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) в прозрачной одежде. Он подошёл к ней и сказал: «О Асма! Когда девушка достигает половой зрелости, нельзя ей показывать больше, чем это и это». И он указал на лицо и кисти рук» (Абу Давуд). Нет никаких сомнений, что обязанность хиджаба установлена Кораном, Сунной и единогласным мнением всех исламских ученых.

Таких примеров можно привести немало, когда те, кто считают себя мусульманами, принижают прямо или косвенно значение пророческой Сунны как источника Шариата.

Наш Создатель – Всевышний Аллах – настолько настаивает на повиновении Пророку Мухаммаду, (мир ему и благословение) что упоминает его всякий раз, когда говорит о повиновении Себе. Всевышний Аллах сказал: «Скажи: "Повинуйтесь Аллаху и Посланнику". Если же они отвратятся, то ведь Аллах не любит неверующих». (3:32); «Повинуйтесь Аллаху и Посланнику, — быть может, вы будете помилованы». (3:132); «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас». (4:59); «Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и остерегайтесь!» (5:92). Можно привести десяток подобных аятов. В них повиновение Пророку Мухаммаду, (мир ему и благословение) звучит как приказ, обязательный для исполнения. Нет ни одного аята, в котором бы повиновение Аллаху было упомянуто без ссылки на повиновение Посланнику, (мир ему и благословение). Сам Аллах приказал повиноваться Посланнику, и повиновение Пророку, (мир ему и благословение), на самом деле является повиновением Аллаху: «Кто повинуется посланнику, тот повинуется Аллаху». (4:80).

Таким образом, под повиновением Посланнику подразумевается и повиновение Аллаху, ведь Пророк (мир ему и благословение) действует не от себя лично, а руководствуясь Откровением Аллаха: «И говорит он не по пристрастию. Это – только откровение, которое ниспосылается». (53:3-4).

Многие аяты Священного Корана устанавливают власть Пророка как законодателя. Например, Аллах говорит: «...а милость Моя объемлет всякую вещь. Поэтому Я запишу ее тем, которые богобоязненны, дают очищение и которые веруют в Наши знамения, которые следуют за посланником, пророком, простецом, которого они находят записанным у них в Торе и Евангелии, который побуждает их к доброму и удерживает от неодобряемого, разрешает им блага и запрещает им мерзости, снимает с них бремя и оковы, которые были на них, - вот те, которые уверовали в него, и поддерживали его, и помогали ему, и последовали за светом, который ниспослан с ним, - это те, которые имеют успех!» (7:156-157).

Выделенные здесь слова означают, что одной из функций Пророка (мир ему и благословение)  является разрешать блага и запрещать мерзости. Эта функция отделена от побуждения к одобряемому и удерживания от неодобряемого. Так как  это относится к проповедованию того, что уже было установлено как доброе, и предупреждению о том, что установлено как неодобряемое.  А первое олицетворяет узаконивание или объявление незаконным чего-либо, то есть проведение в жизнь новых законов. Эта функция установления новых религиозных законов приписывается здесь не Священному Корану, а (мир ему и благословение).

И этот аят является ясным доказательством того факта, что Пророк, (мир ему и благословение) обладает властью, основывающейся, конечно же, на низлагаемом откровении, творить новые законы вдобавок к уже упомянутым в Священном Коране. Для обладающих разумом вышеприведенных доводов будет достаточно. И Хвала Аллаху, Господу Миров.

Абдул-Карим аль-Джабали

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.