Составные части и условия хутбы

27 Ноябрь 2015
14802

Составных частей (арканы) Хутбы – пять:

1. Восхваление Аллаха словами «Альхамд», следовательно, достаточно сказать:

الحمد لله

2. Чтение салавата на пророка Мухаммада (ссалля Ллагьу гlалайгьи ва саллям) словами «Салят», следовательно, достаточно сказать:

والصلاة على رسول الله

3. Завещание о богобоязненности любым текстом назидания.

Эти три составные части обязательны для обеих Хутб.

4. Чтение аята, содержащего в себе законченный смысл в одной из обеих Хутб. Но его желательно прочитать в первой Хутбе. Если прочесть аят с незаконченным смыслом, то этого не будет достаточно. Например:

ثم نظر

(смысл)… «Затем он подумал» (сура «аль-Муддасир», аят 21).

Хотя этот аят является законченным предложением, чтение одного лишь этого аята в Хутбе не является достаточным, ибо смысл не закончен.

5. Чтение дуа (молитвы) за правоверных именно во второй Хутбе. Желательно также делать дуа за правителей мусульман, чтобы они придерживались истины и способствовали распространению справедливости.

Несоставных условий (шуруты) хутбы – девять:

1. Хутба должна проводится на арабском языке. Если жители одного населенного пункта не могут прочесть Хутбу на арабском, то хотя бы один человек из их числа обязан выучить ее на арабском. Если по происшествии времени, необходимого для выучивания Хутбы на арабском никто из них не будет способен читать Хутбу на арабском, то все жители этого населенного пункта впадают в грех, считается, что они совершают не джума-намаз, а обеденный намаз. Если один из них все-таки выучит Хутбу на арабском, он обязан ее прочитать на арабском, и соответствующие сорок человек должны услышать её и знать, что это назидание. Имаму желательно время от времени переводить джамаату Хутбу, которую он читает на арабском, чтобы напоминать людям, что Хутба – это назидание.

2. Необходимо соблюдать непрерывность. Не допускается долгое молчание между составными частями хутбы.

3. Хутба, как и намаз, должна быть прочитана во время обеденного намаза.

4. Если человек, читающий Хутбу (далее хатыб), способен стоять, то он должен читать Хутбу стоя. Если имам не способен стоять, то ему разрешается читать Хутбу сидя.

5. Между обеими Хутбами хатыб обязан полноценно посидеть. Если же он сядет и сразу встанет, то этого недостаточно, следовательно, и Хутба не будет считаться действительной. Если хатыб не может стоять и читает Хутбу сидя, то он не должен ложиться между Хутбами, достаточно того, что он чуточку помолчит.

6. Хатыб должен доводить обязательные части Хутбы до слуха хотя бы сорока мужчин, пригодных для совершения джума-намаза. Если хотя бы кто-нибудь из этих сорока человек не услышат необходимые части, то Хутба не считается действительной. Всем посетителям джума-намаза следует слушать хутбу, ибо есть ученые, которые говорят, что это обязательно. Запрет или нежелательность молчания начинается с момента, когда вошедший в мечеть сядет на определенное место, но если кто-то поприветствует его словами салама, то он обязан ответить.

7. Хатыб должен быть в полном омовении.

8. Тело, одежда хатыба и место, где он стоит, должны быть чистыми.

9. Хатыб должен прикрыть свой аврат.

Желательные действия хутбы:

- хатыбу желательно подняться на минбар  или на любое возвышенное место;

- когда имам приходит в мечеть и доходит до минбара, он приветствует сидящих вокруг людей;

- затем он поднимается на минбар и поворачивается к джамаату;

- потом он приветствует джамаат саламом и садится;

- затем муэдзин читает азан;

- джамаат должен ответить на салам имама в обоих случаях;

- желательно что бы хутба была красноречивой, легко понимаемой и короткой;

- не следует поворачиваться направо и налево;

- джамаат в свою очередь должен слушать его, повернувшись в его сторону;

- читая хутбу, желательно левой рукой опираться на посох, а правой рукой держать край минбара;

- желательно сидеть между хутбой время, необходимое для чтения суры аль-Ихляс;

- после хутбы муэдзин приступает к чтению икамат;

- имаму следует поторопиться, чтобы достичь места своего намаза до того, как муэдзин закончит читать икамат;

- в первом ракаате джума-намаза желательно прочесть суру аль-Аъла (сура номер 87), во втором ракаате желательно читать суру аль-Гашия (сура номер 88).

Ахмад Магомедов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.