Она бессмертна

9 Январь 2016
4970

Большинство ученых-богословов из ахль ас-Сунна ва аль-джама‘а (люди Сунны и согласия общины) [1] считают, что истину о душе лучше всего вверить Всевышнему Аллаху и не углубляться в данную тему. Они утверждают, что про душу можно сказать только следующее: «Душа – это то, посредством чего человек оживляется».

Полные знания о душе ведомы только Всевышнему, и никого из людей, кроме особых категорий, обладающих глубокими и всесторонними явными и сокровенными знаниями в религии и которые тверды в своих знаниях (расихун), Творец не посвятил в ее истину и сущность.

Всевышний Аллах указал на большое значение души и отнес ее к Себе, желая придать ей особое значение и оказать ей почет. Создатель в Священном Коране говорит:

Смысл: «И когда Я сотворю человека и вдохну в него Мною созданный дух…» (сура «Аль-Хиджр», аят 29; «Тафсир аль-Джалалайн»).

Этим Всевышний указал на то, что человек создан из тела, которое можно увидеть глазами, и души, которую можно познать разумом и интуицией, а не чувствами, – тело его Создатель связал с землей (глиной), а душу – отнес к Себе. Под словом рух (дух, душа) Творец имеет в виду то, что мы называем душой, и тем самым Всевышний обращает внимание разумных людей на то, что человеческая душа имеет божественную основу и она выше и величественней, чем земные низменные тела, и что ее сущность не понять простому человеку.

Поэтому Всевышний Аллах сказал: Смысл: «И они (иудеи) спрашивают тебя, о Пророк (мир ему и благословение), о душе, посредством которой Он оживил тело. Скажи им: “Знания о душе ведомы только Моему Господу и не ведомы вам”» (сура «Аль-Исраъ», аят 85; «Тафсир аль-Джалалайн»).

Ученый-богослов аль-Буджайрими пишет, что души подразделяются на пять разных категорий: души пророков, души павших за веру шахидов, души людей, которые покорны Всевышнему Аллаху, души тех, кто ослушивается Создателя, и души неверных (кафиров).

Что касается душ пророков, то они отделяются от их тел и пребывают в Раю, вкушая райские блага. А ночью они собираются вокруг особых золотых светильников, висящих на ‘Арше [2].

Души шахидов, павших за веру Всевышнего, после того, как они отделяются от тел, Создатель вселяет их в зобы зеленых птиц, которые вместе с этими душами путешествуют по Раю, вкушая его яства и принимая райское питье. Они также собираются около золотых светильников, которые висят в тени ‘Арша. Так нам поведал Посланник Аллаха (мир ему и благословение).

Души покорных Всевышнему, Его рабов также пребывают в садах Рая. Однако они не едят и не пьют, только смотрят на красоты и прелести Рая.

Души тех верующих, которые ослушивались Создателя, т. е. совершали большие грехи, бывают между небом и землей.

Что касается душ неверующих (кафиров), то их вселяют в зобы черных птиц, которые остаются в Сиджине. Сиджин – это место, которое находится под самой нижней землей. Их души, по мнению большинства ученых-богословов, бывают связаны с их телами и подвергаются каре Всевышнего, и тем самым их тела также испытывают мучения и томления. Это подобно тому, что, например, будучи на небесах, солнце имеет связь с землей, т. е. освещает землю.

Также и нур (свет) душ правоверных, будучи на ‘Илийюне [3] и вкушая райские блага, бывает особым образом связан с телами. Аллах лучше знает!

Выдающиеся ученые-богословы Уббади в книге «Машарик аль-анвар» и Касталани, ссылаясь на известного мусульманского ученого-богослова и историка Ибн Касира [4], пишут, что души правоверных, хотя и не в такой степени, как души шахидов, тоже пребывают в благах, вкушая различные яства и получая наслаждение, и что они также видят места, уготованные им в Раю, но не ограничиваются только тем, что смотрят на Рай.

Говоря о душе (рух), имам аль-Газали пишет: «Для того чтобы узнать истину смерти, необходимо вначале знать сущность жизни. А сущность жизни невозможно узнать, если не познать истину души (рух), являющейся твоим нафсом и твоей сутью. Это (рух) и есть самая большая тайна для тебя.

Даже не надейся познать Творца прежде, чем познаешь самого себя, свой нафс. Под твоим нафсом имеется в виду твое эго (душа), свойственная только человеку, как об этом говорит и Всевышний Аллах: «Скажи им: “Знания о душе ведомы только Моему Господу”» (сура «Аль-Исраъ», аят 85), а также: «И когда Я сотворю человека и вдохну в него Мною созданный дух…» (сура «Аль-Хиджр», аят 29). Говорят, что в одной из ниспосланных Аллахом Книг было сказано: «Познай себя – и ты познаешь Господа своего». И наш Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Тот, кто знает себя лучше всех, знает своего Господа лучше всех».

Душа (рух) – это не та физическая сила, которая имеется в наших телах и от которой зависят способности наших пяти органов чувств и движения, исходящих от сердца и распространяющихся потом по всему телу подобно тому, как свет от светильника падает на все окружающие его стены дома. Это другая, особая – нематериальная – сила, свойственная только разумному существу – человеку.

Физическая сила умирает вместе с телом, ибо она держится на употреблении пищи, и такая сила бывает у всех живых существ. Это и есть та биологическая душа, о которой говорят медики и которая умирает подобно тому, как прерывается свет, исходящий от светильника, при его погашении, когда в нем заканчивается горючее топливо или подули на него. Так же погибает и эта душа животных при отсутствии пищи, ибо пища для нее подобна горючему веществу для светильника, а убийство для нее подобно погашению светильника посредством дуновения на него. У этой души не бывает разума, познаний и аманата.

Душа, имеющая разум, вселенная в человека волей Аллаха и обладающая сознанием и аманатом, – это та, которая свойственна только человеку. Под словом «аманат» имеется в виду принятие на себя ответственности и обязанности исполнения религиозных предписаний (таклиф), подвергая себя вознаграждению и наказанию посредством повиновения Всевышнему и ослушания Его.

Эта душа никогда не умирает, не исчезает и не имеет зависимости от земной жизни. После смерти тела она сохраняется и пребывает или в муках и несчастье, или во благах и счастье. Именно она обладает разумом, познанием, и земля вовсе не съедает эту обладательницу веры (имана) и познания (т. е. духовное сердце), как об этом говорится в достоверных преданиях и засвидетельствовали о нем выдающиеся ученые-мужи мусульманской общины, подобно Хасану аль-Басри.

Шариат не позволяет открыть всю тайну и сущность о ней, потому что простой человеческий разум не в состоянии всецело понять ее, хотя об этом могут ведать некоторые особые слуги Всевышнего, коих Он одарил необыкновенными способностями и проницательностью (расихун). И мы не будем углубляться в этом вопросе».

Таким образом, человек состоит из двух разных субстанций: одной – особой души и другой – биологической души. Первая – вечная, свойственная человеку, обладающая разумом и знанием; вторая – смертная, свойственная людям и животным, обладающая физической способностью – движением.

[1 ] Ахль ас-Сунна ва аль-джама‘а – «люди Сунны и согласия общины», мусульмане, которые искренне следуют по пути, указанному Пророком (мир ему и благословение) и его сподвижниками; сунниты.

[2] ‘Арш – букв. Трон; самое великое творение Всевышнего Аллаха, созданное из чистого света (нура).

[3] ‘Илийюн – место, где пребывают души верующих до наступления Судного дня.

[4] Ибн Касир – известный ученый-богослов, толкователь Корана, историк.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.