Убеждение мекканских мушриков

6 Май 2016
4402

Тавхид-рубубийя

Как мы знаем, ваххабитские учёные убеждены, что почти все народы признавали тавхид-рубубийя, в том числе, мекканские мушрики. Подобное заявление является ничем иным, как глупостью и невежеством, которым они пытаются поддержать свои заблуждения. Думаю, нет особой нужды доказывать, что предыдущие народы не признавали тавхид-рубубийя, ведь ещё со школьной скамьи многие из нас знакомы, например, с религией древних египтян или греков. Но необходимо затронуть тему убеждений мушриков Мекки. Ведь чаще всего именно с ними ваххабиты сравнивают мусульман, совершающих посредничество, и относят аяты Корана, ниспосланные в адрес мекканских мушриков, к мусульманам.

Здесь нужно обратить внимание на одну важную деталь, которую пытаются исказить ваххабиты. Давая определение тавхиду-рубубийя, они ограничивают его только убеждённостью в том, что только Аллах – Творец всего, Наделяющий пропитанием, Умерщвляющий, Оживляющий и т.д. Однако понятие тавхида-рубубийя на самом деле куда шире. Человек может признать все качества господства Аллаха, но вместе с тем, если он будет убежден, например, что дуновение ветра происходит без воли Аллаха, то такой человек не считается муваххидом. Или, например, если он будет убеждён, что какое-то из качеств Аллаха несовершенно, то также не будет у него тавхида-рубубийя.

Да, многие мекканские мушрики верили, что Творцом всего сущего является Аллах, однако вместе с этим отрицали многие Его качества господства. Их ограниченное мышление не позволяло понять, что Аллах Один способен управлять этим миром или что Он может слышать их мольбы и отвечать на них, поэтому они делали идолов соучастниками Аллаха в этих качествах. Более того, были убеждены, что идолы способны защитить их от наказания Аллаха.

Совершенно неправильно говорить, что мушрики были убеждены, что идолы приносят пользу или вред по воле и могуществу Аллаха, потому что такое убеждение не является ширком. Ведь в Коране передаются слова пророка Исы (мир ему), где он говорит, что способен создавать, исцелять и оживлять. Ширком будет убеждение, что что-то способно приносить пользу или вред самостоятельно, без воли Аллаха. Далее приведём доказательства нашим словам из Корана и Сунны в понимании праведных предшественников.

Мушрики отрицали качества рубубийи Аллаха

1. Отрицали качества Аллаха «Всеслышание» и «Всезнание».

Имам Ат-Табари, комментируя 5 аят суры «Ас-Сад», пишет:

وقوله (أَجَعَلَ الآلِهَةَ إِلَهًا وَاحِدًا) يقول: وقال هؤلاء الكافرون الذين قالوامحمد ساحر كذاب: أجعل محمد المعبودات كلها واحدا، يسمع دعاءناجميعنا، ويعلم عبادة كل عابد عبدَه منا (إِنَّ هَذَا لَشَيْءٌ عُجَابٌ) : أي إن هذا لشيء عجيب كما حدثنا بشر، قال: ثنا يزيد، قال: ثنا سعيد، عن قتادة (أَجَعَلَ الآلِهَةَ إِلَهًا وَاحِدًا إِنَّ هَذَا لَشَيْءٌ عُجَابٌ) قال: عجب المشركون أن دُعوا إلى الله وحده، وقالوا: يسمع لحاجاتنا جميعا إله واحد! ما سمعنا بهذا في الملة الآخرة

«Слова Аллаха: “Неужели он (Мухаммад) сделал множество божеств одним Богом“. Он говорит: "Сказали эти кафиры, которые называли Мухаммада лжецом и колдуном: неужели Мухаммад сделал всё то, чему поклоняются, одним Богом, который слышит все наши мольбы и знает опоклонении всех поклоняющихся ему. “Воистину, это удивительная вещь”", то есть это удивительное дело.

Также нам рассказал Бишр: нам рассказал Язид от Катада: “Неужели он (Мухаммад) сделал множество божеств одним Богом? Воистину, это удивительная вещь“. Мушрики удивились, что их призвали к поклонению Единому Богу, и сказали: “Неужели все наши нужды слышит Один Бог?! Мы не слышали подобное в последней религии”».

Имам Ибн аль-Джавзи аль-Ханбали (ум. в 597 г.) вкомментариях к 22-23 аятамсуры «Фуссилят» пишет:

 «Слова Всевышнего Аллаха: «И не могли вы скрыть ваших скверных деяний от своих частей тела, боясь, чтобы не свидетельствовали против вас ваш слух и зрение».

Передал аль-Бухари и Муслим в своих «Сахихах» (сборниках хадисов) из хадиса Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах), сказавшего: «Я скрывался за покрывалами Каабы, как пришли три человека: один курайшит и два его зятя из племени Сакаф (или один сакафит и два его зятякурайшита). У них были очень толстые животы и очень невежественные сердца, и начали говорить такую речь, которую я раньше не слышал. Сказал один из них: “Как выдумаете, Аллах слышит эту нашу речь?” Двое других ответили: “Когда мы повышаем голоса, то слышит, а если не повышаем, то не слышит”. И сказал тот, другой:“Если Он слышит хоть что-то из нашей речи, значит, слышит всю нашу речь”. Затем я упомянул это Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и тогда Всевышний Аллах ниспослал аят: «И не могли вы скрыть ваших скверных деяний от своих частей тела, боясь, чтобы не свидетельствовал против вас ваш слух»до слов«из тех, кто находится в полном убытке».

Смысл слов «скрывали»– утаивали, «чтобы не свидетельствовал»– то есть для того, чтобы не свидетельствовал, «против вас ваш слух» – потому что вы не способны скрывать от своих частей тела. И вы не полагали, что они (органы) будут свидетельствовать (против вас),однако вы думали, что Аллах не знает многое из того, что знаете вы.

Сказал Ибн Аббас: «Неверные говорили: “Аллах не знает того, что в наших сердцах, однако Он знает то, что явно”. “И эти ваши мысли”, то есть то, что Аллах не знает того, что знаете вы,“сразили вас”, то есть погубило вас»».

2. Отрицали качество Аллаха «Всемогущество».

Имам ат-Табари передаёт в своём тафсире, в толковании91 аята суры «аль-Ан’ам»:

«Мне рассказал аль-Мусанна: нам рассказал Абдуллабин Салих: мне рассказал Муавия от Али бин Абу Тальха от Ибн Аббаса слова Аллаха: «Они (мушрики) не возвеличивали Аллаха должным образом»,и он (Ибн Аббас) сказал: “Это кафиры, которые не уверовали в могущество Аллаха над ними. Тот, кто уверовал, что Аллах над каждой вещью Мощен, тот возвеличил Аллаха должным образом. А тот, кто не уверовал таким образом, тот не возвеличил Аллаха должным образом”».

Также мушрики отрицали способность Аллаха воскресить их истлевшие тела.

Передаёт имам ат-Табари в толковании 79аята суры «Ясин»:

 «Нам рассказал Якуб бин Ибрахим: нам рассказал Хашим:на передал Абу Бишр от Саида бин Джубайра: Аль-‘Ас бинВаиль ас-Сахми пришёл к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) с иссохшей костью, раскрошил её перед собой, а затем сказал: “Мухаммад, неужели Аллах воскресит это живым после того, как оно разложилось?”Сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует):«Да, Аллах воскресит это, затем умертвит тебя, затем оживит тебя, а потом введёт тебя в огонь Ада»».

В 7 аяте суры «Ат-Тагабун» Всевышний Аллах также говорит:

زَعَمَ الَّذِينَ كَفَرُوا أَنْ لَنْ يُبْعَثُوا قُلْ بَلَى وَرَبِّي لَتُبْعَثُنَّ ثُمَّ لَتُنَبَّؤُنَّ بِمَا عَمِلْتُمْ وَذَلِكَ عَلَى اللِّه يَسِيرٌ

(Смысл): «Те, которые не уверовали, ложно утверждали, что они не будут воскрешены. Скажи им, о Мухаммад: “Напротив, ваше утверждение ложно. Клянусь своим Господом! Вы непременно будете воскрешены после смерти, потом вам поведают о том, что вы творили в этой жизни, и Аллах воздаст вам за ваши деяния. Воскрешение, расплата и воздаяние не составляют для Аллаха никакого труда!”».

Отрицание воскрешения, несомненно, есть отрицание качества рубубийи Аллаха. Ибн аль-Кайим аль-Джавзийя (ум. в 751 г.) пишет в своей книге «Ад-Дау ваддаваъ»:

ووجه الاستدلال أنهم إذا أنكروا البعث والجزاء فقد كفروا بربّهم، وأنكروا قدرته وربوبيته وحكمته

«Способ извлечения довода (против неверных): если они отрицали воскрешение и воздаяние, то это значит, что они не уверовали в их Господа и отрицали Его могущество, качества господства и мудрость».

(Ибн аль-Кайим аль-Джавзийя, «Ад-Дау ва ад-даваъ»)

Из книги «КИТАБУ АТ-ТАВХИД» – КНИГА ЕДИНОБОЖИЯ

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.